Когда слово оживает, а образ ведёт/​Марина Кейлина

Когда мета­фо­ра лечит рань­ше, чем техника
Один гип­но­лог, рабо­тая с кли­ент­кой на тему пани­че­ских атак, начал с рас­слаб­ле­ния. Всё — как обыч­но. Лёг­кая индук­ция, спуск по лест­ни­це, дыхание.
И тут — образ. Сна­ча­ла еле раз­ли­чи­мый. Потом всё чёт­че: девоч­ка в крас­ном паль­то и белых боти­ноч­ках сто­ит на краю зим­не­го леса. Перед ней — волк. Он не рычит. Он не дви­жет­ся. Про­сто смот­рит. Девоч­ка — тоже. Внут­рен­ний диа­лог сти­ха­ет. Через пау­зу кли­ент­ка шепчет:
— Он не враг. Он… мой страх.
Этот момент изме­нил всё.
Пото­му что ино­гда не тех­ни­ка рабо­та­ет. И не фор­му­ла вну­ше­ния. Рабо­та­ет мета­фо­ра, впи­сан­ная в бес­со­зна­тель­ное так, как впи­сы­ва­ет­ся узор в ткань.
Воз­мож­но, вы заме­ча­ли: когда исто­рия «попа­да­ет», кли­ент не про­сто пони­ма­ет — он меня­ет­ся в лице. Как буд­то внут­ри что-то узна­ёт себя.
Сила исце­ля­ю­щей мета­фо­ры — не в логи­ке. И не в кра­со­те слов. Она в том, что сло­во ожи­ва­ет, ста­но­вит­ся обра­зом. А образ — путеводителем.
Если вы прак­ти­ку­е­те гип­ноз или регрес­сию, вы и сами зна­е­те — дале­ко не каж­дая мета­фо­ра рабо­та­ет. И уж точ­но не каж­дая сказ­ка — тера­пев­тич­на. Но когда она рож­да­ет­ся в нуж­ный момент — она как древ­ний ключ, отво­ря­ю­щий дверь, кото­рую логи­кой не вскрыть.
Как это рабо­та­ет? Поче­му архе­тип — это не про­сто «фигу­ра», а сила, спо­соб­ная транс­фор­ми­ро­вать суть запроса?
Архе­тип — это не мета­фо­ра. Это то, что застав­ля­ет мета­фо­ру ожи­вать. Если мета­фо­ра — это костюм, то архе­тип — это суще­ство, кото­рое его носит.
Каж­дый из вас хотя бы раз видел, как в тран­се у кли­ен­та «меня­ет­ся лицо». Он вдруг гово­рит дру­гим голо­сом. Или его взгляд ста­но­вит­ся не его. Это не игра, это не дра­ма, это — появ­ля­ет­ся архетип.
-Ино­гда это — Ране­ный Герой.
-Ино­гда — Внут­рен­ний Ребё­нок, сто­я­щий у двери.
-Ино­гда — Мать, та, о кото­рой никто не гово­рит, но все помнят.
Вы може­те назы­вать это, как угод­но. Но если вы прак­ти­ку­е­те гип­ноз, вы зна­е­те: в какой-то момент пере­ста­ё­те рабо­тать вы. Начи­на­ет гово­рить нечто большее.
Как рабо­та­ет архе­тип в гипнозе? 
- Он не объ­яс­ня­ет, а запус­ка­ет сце­на­рий. Архе­тип — это не инфор­ма­ция, а дина­ми­ка. Когда появ­ля­ет­ся Настав­ник — начи­на­ет­ся путь. Когда при­хо­дит Тень — начи­на­ет­ся честность.
- Он обхо­дит защи­ту. Кли­ент может не понять, но внут­рен­ний ланд­шафт уже изме­нил­ся. Это как нажать кноп­ку запус­ка ритуала.
- Он наде­ля­ет исто­рию весом. Сказ­ка без архе­ти­па — про­сто алле­го­рия, но с архе­ти­пом — она ста­но­вит­ся вра­та­ми. В неё мож­но вой­ти, и вый­ти уже другим.
Если вы чув­ству­е­те, что ино­гда тех­ни­ка сра­ба­ты­ва­ет, а ино­гда — нет, воз­мож­но, дело не в при­ё­ме, а в том, с кем внут­ри вы рабо­та­е­те. Пси­хи­ка откли­ка­ет­ся не на метод, а на живой смысл, на архе­ти­пи­че­скую силу, кото­рая уже встро­е­на в нашу структуру.
Мож­но научить­ся не про­сто ловить эти состо­я­ния, а осо­знан­но созда­вать тера­пев­ти­че­ские исто­рии, в кото­рых архе­ти­пы будут не слу­чай­но­стью, а композицией.
Исто­рии, кото­рые не про­сто рас­ска­зы­ва­ют, а меняют.
Исто­рия, кото­рую бес­со­зна­тель­ное ждет услышать.
Есть момен­ты в прак­ти­ке, когда тех­ни­ки выстро­е­ны точ­но, сло­ва подо­бра­ны пра­виль­но, кли­ент в хоро­шем кон­так­те, но что-то не сдви­га­ет­ся. Как буд­то всё рабо­та­ет, но не глу­бо­ко. Как буд­то созна­ние согла­ша­ет­ся — а бес­со­зна­тель­ное молчит.
В такие момен­ты опыт­ный тера­певт замол­ка­ет. И начи­на­ет слу­шать то, что не сказано.
Когда в про­стран­ство вхо­дит исто­рия, в кото­рой кли­ент узна­ёт себя — начи­на­ет­ся дви­же­ние. Мяг­кое. Почти неуло­ви­мое. Но имен­но оно при­во­дит к насто­я­щей трансформации.
Не слу­чай­но обра­зы из древ­них мифов, ска­зок, архе­ти­пов сопро­вож­да­ют людей тыся­че­ле­ти­я­ми. Они не про­сто рас­ска­зы­ва­ют — они вспо­ми­на­ют. Вспо­ми­на­ют, кем кли­ент был до боли. Вспо­ми­на­ют, во что он может вер­нуть­ся. И пред­ла­га­ют путь — не пря­мой, но уди­ви­тель­но точный.
Если вы хоти­те научить­ся не про­сто улав­ли­вать архе­ти­пы в речи кли­ен­та, а встра­и­вать их как осо­знан­ную струк­ту­ру в сес­сию, нач­ни­те с про­сто­го: сфор­му­ли­руй­те кон­фликт как путь героя.
Где сей­час ваш кли­ент? В каком архе­ти­пе он застрял? Кого ему не хва­та­ет рядом — Настав­ни­ка, Слу­ги, Боже­ствен­ной Матери?
Даже одно такое внут­рен­нее виде­ние спо­соб­но изме­нить вашу пода­чу. Вы не про­сто рабо­та­е­те с запро­сом. Вы стро­и­те марш­рут по кар­те бессознательного.
Имен­но это­му будет посвя­щён 4‑й модуль прак­ти­ку­ма «Про­дви­ну­тые тран­со­вые техники»—онлайн-пространства, где вы научи­тесь рабо­тать с:
— Архе­ти­па­ми как тера­пев­ти­че­ски­ми силами
— Кол­лек­тив­ным бес­со­зна­тель­ным и его структурами
— Сказ­кой как фор­мой глу­бо­кой коррекции
— Мета­фо­рой, кото­рая не укра­ша­ет, а перепрошивает
На сес­си­ях вы почув­ству­е­те, как рож­да­ет­ся тера­пев­ти­че­ский образ, и как сказ­ка ста­но­вит­ся не рас­ска­зом, а фор­мой глу­бин­ной работы.
Веду­щая моду­ля — Мари­на Кей­ли­на, гип­но­лог и мето­дист с опы­том глу­бин­ной рабо­ты на сты­ке тран­со­вых тех­ник и архе­ти­пи­че­ской пси­хо­ло­гии. Точ­но чув­ству­ет, где тех­ни­ка ста­но­вит­ся искус­ством, и помо­га­ет спе­ци­а­ли­стам выстро­ить тера­пев­ти­че­ский про­цесс как живое, сим­во­ли­че­ское пространство.

ПОДРОБ­НЕЕ И РЕГИСТРАЦИЯ