Кто такие лоа и какие символы использовались в древних обрядах жрецов вуду?

Материал редакции

Что на самом деле пред­став­ля­ет из себя культ вуду? Кук­лы с игол­ка­ми, зом­би, чер­ная магия или…

История культа вуду

.
Про­то­тип куль­та вуду заро­дил­ся в Афри­ке. А исто­рия того «вуду», кото­рое дошло до наших дней, нача­лась в момент, когда пер­вые афри­кан­ские рабы всту­пи­ли на борт кораб­ля в Новый свет. Дати­ро­ва­но это собы­тие 1501 годом, в это вре­мя испан­цы отпра­ви­ли свои кораб­ли на Гаи­ти и Кубу. Рабы не име­ли воз­мож­но­сти вер­нуть­ся назад на свои зем­ли, к сво­ей семье и дру­зьям. Они поте­ря­ли сво­бо­ду и пра­ва. Един­ствен­ное, что у них оста­ва­лось, это память о про­шлом и вера.

Афри­кан­цы, пере­жив­шие пла­ва­ние, попа­ли в раб­ство на сахар­ные план­та­ции. Им запре­ща­лось при­дер­жи­вать­ся сво­ей веры, насиль­но рабов скло­ня­ли к испо­ве­да­нию като­ли­циз­ма, скры­вая неко­то­рые момен­ты. Напри­мер, то, что нуж­но про­яв­лять мило­сер­дие и состра­да­ние, ведь это про­ти­во­ре­чи­ло раб­ско­му устою. Афри­кан­цы при­ня­ли като­ли­цизм не совсем так, как пла­ни­ро­ва­ли их хозя­е­ва. Рабы соот­нес­ли сво­их духов и богов с хри­сти­ан­ской рели­ги­ей, про­сто давая сво­им духам новые име­на. Таким обра­зом, видо­из­ме­нен­ная рели­гия даже спло­ти­ла афри­кан­цев, хотя на род­ной зем­ле пле­ме­на мог­ли вое­вать друг с другом.

До пол­но­го осво­бож­де­ния афри­кан­ских людей от раб­ства про­изо­шло мно­же­ство бун­тов и вос­ста­ний. Со вре­ме­нем культ рас­про­стра­нил­ся по все­му миру и при­об­рел не самую луч­шую репу­та­цию из-за про­ис­хо­дя­щих вос­ста­ний, повлек­ших за собой мно­го­чис­лен­ные кро­во­про­ли­тия, отдель­но взя­тых риту­а­лов и неко­то­рых исто­ри­че­ских фактов.

Напри­мер, чер­но­ко­жий пре­зи­дент Гаи­ти Фран­с­уа Дюва­лье отли­чал­ся осо­бой жесто­ко­стью. Его при­бли­жен­ные лица, кото­рые счи­та­лись кол­ду­на­ми вуду, без суда и след­ствия уби­ва­ли тех, кто яко­бы был в заго­во­ре про­тив пре­зи­ден­та. Они так­же заби­ра­ли себе иму­ще­ство уби­тых.
Посколь­ку в Гаи­ти был силь­но раз­вит культ Вуду, дес­пот Фран­с­уа Дюва­лье актив­но этим поль­зо­вал­ся. Его под­руч­ные носи­ли тем­ные очки, белые рубаш­ки и чер­ные брю­ки, что сде­ла­ло их похо­жи­ми на одно­го из наи­бо­лее почи­та­е­мых и устра­ша­ю­щих божеств, Баро­на Суб­бо­ту, оли­це­тво­ря­ю­ще­го Смерть.

Неред­ко для уси­ле­ния эффек­та они нано­си­ли на лицо белую крас­ку, что дела­ло их похо­жи­ми на мерт­ве­цов. Неко­то­рые мест­ные не мог­ли пове­рить, что люди могут быть таки­ми кро­во­жад­ны­ми и счи­та­ли этих кол­ду­нов «зом­би, кото­рые под­чи­ня­ют­ся толь­ко Дюва­лье». Этих «зом­би» нель­зя было под­ку­пить или пере­убе­дить, они уби­ва­ли с осо­бой кро­во­жад­но­стью: зажи­во сди­ра­ли кожу с людей, сжи­га­ли их и заби­ва­ли кам­ня­ми. Счи­та­лось, что с остан­ка­ми жертв про­во­ди­лись обряды.

Фран­с­уа Дюва­лье так­же обви­ня­ют в при­чине убий­стве Кен­не­ди. Дело в том, что адми­ни­стра­ция Аме­ри­ки и Кен­не­ди ста­ли кри­ти­ко­вать Дюва­лье за кор­руп­цию и хище­ния средств, посту­па­ю­щих на бла­го­тво­ри­тель­ность, а поз­же вооб­ще при­оста­но­ви­ли предо­став­ле­ние помо­щи бед­ной Гаи­ти. Фран­с­уа Дюва­лье наслал про­кля­тия и исты­кал игол­ка­ми вос­ко­вую фигур­ку Кен­не­ди. Впо­след­ствии гибель Кен­не­ди была пред­став­ле­на как след­ствие это­го кол­дов­ско­го обряда.

Эти собы­тия повли­я­ли на то, что культ Вуду стал ассо­ци­и­ро­вать­ся с чер­ной маги­ей, кро­во­про­ли­ти­ем, жерт­во­при­но­ше­ни­ем и зом­би. И имен­но эти ассо­ци­а­ции лег­ли в осно­ву гол­ли­вуд­ских филь­мов, в кото­рых так или ина­че под­ни­ма­лась тема вуду.
Начи­ная с 1949 году пред­ста­ви­те­ли церк­ви пыта­лись актив­но бороть­ся с куль­том Вуду, они сжи­га­ли их хра­мы, уби­ва­ли жре­цов, пыта­лись обви­нить вуди­стов во всех гре­хах и эпи­де­ми­ях. Одна­ко, их попыт­ки не увен­ча­лись успе­хом, инте­рес к этой теме толь­ко вырос, культ вуду нику­да не исчез, а ушел в под­по­лье. В ско­ром вре­ме­ни цер­ковь сда­лась и при­оста­но­ви­ла борь­бу с куль­том. Даже бара­бан­ная музы­ка была вклю­че­на в цер­ков­ную службу.

Даже сего­дня тема вуду доста­точ­но про­ти­во­ре­чи­ва, а ино­гда и безум­на. Напри­мер, в 2008 году адво­кат быв­ше­го фран­цуз­ско­го пре­зи­ден­та Нико­ля Сар­ко­зи при­звал изъ­ять из про­да­жи его кук­лы вуду, к кото­рым при­ла­га­лись подроб­ные инструк­ции по при­чи­не­нию ему вре­да. В пред­две­рии пре­зи­дент­ских выбо­ров в США, разу­ме­ет­ся, появи­лись и кук­лы-вуду Трампа.

.

Основные принципы

До сих пор в неко­то­рых стра­нах кол­ду­нам вуду дове­ря­ют боль­ше, чем врачам

Само сло­во «вуду» про­ис­хо­дит от сло­ва «воду» (voodoo), что бук­валь­но озна­ча­ет «Дух, Боже­ство», таким обра­зом, тра­ди­ция Вуду — это древ­няя тра­ди­ция обще­ния с Духами.

Соглас­но мифо­ло­гии вуду суще­ству­ет еди­ный Бог Бон­ди, в кото­ром все, что нас окру­жа­ет и мы сами явля­ет­ся состав­ны­ми частич­ка­ми — «клет­ка­ми» еди­но­го цело­го — «тела». 

Бон­ди как без­гра­нич­ная сущ­ность руко­во­дит миром духов. 

Име­ют­ся три кате­го­рии дру­гих духов­ных существ:

— Лоа вуду. Это раз­лич­ные духи, кото­рые вза­и­мо­дей­ству­ют с живы­ми людь­ми. Они вхо­дят в людей во вре­мя рели­ги­оз­ных обрядов. 

— Боже­ствен­ные Близ­не­цы. Таин­ствен­ное соче­та­ние про­ти­во­по­лож­ных начал, иллю­зор­ность дуа­ли­стич­но­го мира: добра и зла, сча­стья и гру­сти и т. д. Счи­та­ет­ся, что если почи­тать их, то они помо­гут чело­ве­ку достичь успеха.

— Духи мерт­вых. Глав­ным обра­зом это души пред­ков, кото­рые умер­ли, но еще не были «при­зва­ны» род­ствен­ни­ка­ми. Игно­ри­ро­вать умер­ших очень опасно.

Из-за сте­рео­ти­пов, жут­ко­го исто­ри­че­ско­го про­шло­го и вли­я­ния гол­ли­вуд­ских филь­мов мно­гие вос­при­ни­ма­ют вуду как тем­ную рели­гию, жре­цы кото­рой вре­дят отдель­ным лич­но­стям и даже при жела­нии целым народам.

На самом деле вуду боль­ше сосре­до­то­чен на зна­хар­стве и исце­ле­нии, а глав­ный прин­цип куль­та «не тво­ри ника­ко­го вре­да другим».

До сих пор в неко­то­рых стра­нах кол­ду­нам вуду дове­ря­ют боль­ше, чем врачам. 

«Духо­вен­ство» в вуду пред­став­ле­но жре­ца­ми (хуган) и жри­ца­ми (ман­бо). Имен­но ими и про­во­дят­ся самые важ­ные обря­ды и цере­мо­нии, исполь­зую спе­ци­аль­ные сим­во­лы вуду.

Кол­ду­нов вуду счи­та­ют могу­ще­ствен­ны­ми людь­ми, кото­рые при­ка­зы­ва­ют духам испол­нить их волю. На деле, всё наобо­рот. Сами жре­цы вуду отно­сят себя к слу­гам духов. Не они при­ка­зы­ва­ют духам вто­рить их волю, а жре­цы при­но­сят духам под­но­ше­ния и про­сят сове­та, помощи. 

Смыс­лом Вуду явля­ет­ся покло­не­ние духам.

Сила духов явля­ет­ся мощ­ным и таин­ствен­ным инстру­мен­том, кото­рый может повли­ять на повсе­днев­ную жизнь верующего.

Жре­цы и жри­цы вуду про­хо­дят дли­тель­ный пери­од под­го­тов­ки перед выпол­не­ни­ем любо­го риту­а­ла, кото­рый откры­ва­ет им доро­гу в мир духов.

Функ­ции жре­цов состо­ят в следующем:

    • Исце­лять, защищать.
    • Выпол­нять цере­мо­нии вызы­ва­ния или уми­ро­тво­ре­ния духов.
    • Посвя­ще­ние новых жрецов.
    • Пред­ска­за­ние будущего.
    • Чте­ние мыс­лей и помыслов.
    • Созда­ние сна­до­бий и аму­ле­тов для раз­лич­ных целей (от чар люб­ви до чар смерти).
    • Испо­ве­до­вать.

Во мно­гих куль­ту­рах магию делят на белую (доб­рую и цели­тель­ную) и чер­ную (тем­ную, злую). В вуду нет тако­го деле­ния на чер­ное и белое, но есть крас­ная магия. Ее исполь­зу­ют для тво­ре­ния зла, счи­та­ет­ся, что злой дух вызы­ва­ет­ся злым чело­ве­ком, в это вре­мя гла­за чело­ве­ка слов­но нали­ва­ют­ся кро­вью и ста­но­вят­ся красными. 

Важ­ную роль в вуду игра­ет образ змеи. Бог-Змея Дам­бал­ла или Дан­бал­ла явля­ет­ся ста­рей­шим из пан­тео­на богов вуду. Соглас­но уче­нию, имен­но он и создал мир, в кото­ром мы живем. Дам­бал­ла — сим­вол муд­ро­сти и разу­ма, он так­же явля­ет­ся защит­ни­ком детей и про­во­дит души умер­ших в загроб­ный мир. 

Уче­ние вуду не пред­по­ла­га­ет, что смерть явля­ет­ся пре­кра­ще­ни­ем жиз­ни. Ско­рее, душа — осно­ва жиз­ни — пере­хо­дит из одно­го состо­я­ния в другое.

Смыс­лом Вуду явля­ет­ся покло­не­ние духам

.

Кто такая Мари Лаво

.

Мари Лаво — реаль­но суще­ство­вав­шая лич­ность, вер­хов­ная жри­ца куль­та вуду в Новом Орле­ане XIX века. Ещё при жиз­ни ее назы­ва­ли «Коро­ле­вой вуду», а впо­след­ствии она ста­ла геро­и­ней мно­же­ства рас­ска­зов и фольк­лор­ных легенд. 

Като­ли­че­ская цер­ковь закры­ва­ла гла­за на ее обря­ды вуду, а ари­сто­кра­ты ходи­ли к ней на поклон. Ее счи­та­ли самой могу­ще­ствен­ной жен­щи­ной сво­е­го времени.

К ней при­хо­ди­ли снять пор­чу, исце­лить­ся, полу­чить совет и инди­ви­ду­аль­ный обряд.

В сери­а­ле «Аме­ри­кан­ская исто­рия ужа­сов» Мари Лаво сыг­ра­ла Андже­ла Бассетт. 

.

Практики и ритуалы

.

В прак­ти­ках куль­та вуду все­гда при­сут­ству­ет риту­аль­ная атри­бу­ти­ка: све­чи и тра­вы, риту­аль­ные зна­ки и тан­цы, обря­до­вые пес­ни, цветы.

Риту­а­лы состо­ят в основ­ном из сле­ду­ю­щих компонентов:

    1. При­ня­тие риту­аль­ной пищи перед церемонией;
    2. Созда­ние спе­ци­аль­но­го сим­во­ла вуду из муки или зер­на, сим­во­ли­зи­ру­ю­ще­го лоа, кото­ро­му посвя­ща­ет­ся ритуал;
    3. Игра на тре­щот­ке и бой барабанов;
    4. Пение;
    5. Танец жре­ца. Танец про­дол­жа­ет­ся до тех пор, пока один из жре­цов не ста­но­вит­ся одер­жи­мым лоа. 
    6. Живот­ная жерт­ва (козел, кури­ца, цып­ле­нок и т. п.). Обыч­но им пере­ре­за­ют гор­ло и соби­ра­ют кровь в сосу­де. Одер­жи­мый может выпить часть кро­ви, удо­вле­тво­ряя этим голод нахо­дя­ще­го­ся в нем лоа. Уби­тое живот­ное при­го­тав­ли­ва­ет­ся в пищу и съе­да­ет­ся участ­ни­ка­ми церемонии.

Кро­ме того, в жерт­ву при­но­сят­ся ово­щи, фрук­ты, мине­ра­лы, жид­ко­сти и др.

.

Опи­са­ние основ­ных духов вуду Лоа

Лег­ба — наи­бо­лее важ­ный дух, откры­ва­ю­щий две­ри меж­ду миром людей и миром духов. 

Кал­фу — дух, с помо­щью кото­ро­го совер­ша­ют­ся раз­ру­ши­тель­ные ритуалы.

Эрзу­ли — вопло­ще­ние люб­ви и жен­ствен­но­сти, его при­зы­ва­ют для про­ве­де­ния приворотов.

Геде — нужен для кон­так­та с мертвыми.

Огун — сим­вол спра­вед­ли­вой власти.

Локо — покро­ви­тель исцеления.

Оба­та­ла — несет ответ­ствен­ность за фор­ми­ро­ва­ние пло­да в утро­бе матери.

.

Аму­ле­ты

Важ­ной частью вуду явля­ют­ся защит­ные аму­ле­ты, их назы­ва­ют гри-гри. Обыч­но талис­ма­ны пред­став­ля­ют собой малень­кие мешоч­ки, кото­рые напол­не­ны мел­ки­ми пред­ме­та­ми. Носят их на шее. В мешоч­ках содер­жат­ся тра­вы, кам­ни, мас­ла и дру­гие состав­ля­ю­щие. Дела­ют их жрецы. 

Ана­ло­ги таких аму­ле­тов встре­ча­лись, ино­гда встре­ча­ют­ся и сей­час, в Япо­нии (Ома­мо­ри), Древ­нем Риме (Бул­ла) и у индей­цев Север­ной Америки.

.

Вос­кре­ше­ние мертвых

Одна из самых извест­ных прак­тик вуду, без сомне­ния, — «вос­кре­ше­ние» мерт­вых. Кол­ду­ны куль­та Вуду, так назы­ва­е­мые «боко­ры», про­сят при этом о помо­щи «баро­на Саме­ди» и вызы­ва­ют душу мерт­во­го сло­ва­ми: «Мор­ту том­бу, мийи!», что озна­ча­ет: «Ко мне, мерт­вец, из могилы!».

.

Риту­аль­ное мытье головы

Мытье голо­вы исполь­зу­ет­ся для кре­ще­ния и риту­аль­но­го очи­ще­ния при­вер­жен­цев. Риту­ал про­во­дит­ся на цинов­ке из бана­но­вых листьев или на под­стил­ке из веток дере­ва, посы­пан­ных мукой и поли­тых сиро­пом. Чело­век, чью голо­ву нуж­но омыть, наде­ва­ет длин­ную белую рубаш­ку. Во вре­мя пения закли­на­ний жрец опрыс­ки­ва­ет голо­ву при­вер­жен­ца водой из бело­го горшка. 

.

Кук­ла вуду

«Я – кук­ла вуду, пла­кать не буду

И запом­ни: я ниче­го не забуду;

Мой рот забит, а гла­за зашиты,

Но никто не забыт и ничто не забы­то.» Слот

У боль­шин­ства людей кук­ла вуду ассо­ци­и­ру­ет­ся исклю­чи­тель­но с при­чи­не­ни­ем вре­да. Гол­ли­вуд­ские филь­мы, кни­ги, музы­ка внес­ли в этот миф свой вклад.

Что же такое на самом эта кук­ла вуду и для чего ее создавали?

Древ­ние маги­че­ские фигур­ки чело­ве­ка (сим­во­лы вуду) кол­ду­ны созда­ва­ли из при­род­ных мате­ри­а­лов: веток, бечёв­ки, тка­ни, вос­ка. Что­бы вдох­нуть жизнь в этот неоду­шев­лен­ный пред­мет, в него клал­ся гене­ти­че­ский мате­ри­ал чело­ве­ка: воло­сы и ног­ти. Отлич­ным допол­не­ни­ем счи­та­лось, когда уда­ва­лось раз­до­быть ноше­ную одеж­ду чело­ве­ка, на кото­ро­го было направ­ле­но дей­ствие кук­лы. Тогда маги­че­ский про­то­тип чело­ве­ка еще и обо­ра­чи­вал­ся лос­ку­та­ми из нее.

После того как кук­ла была созда­на, она сма­чи­ва­лась в выде­ле­ни­ях объ­ек­та: слюне, спер­ме или кро­ви. Для уси­ле­ния эффек­та воз­дей­ствия, шама­ны не брез­го­ва­ли и фека­ли­я­ми необ­хо­ди­мо­го человека.

Далее кук­лу вуду нуж­но было ожи­вить. Для это­го кол­дун при­зы­вал в тело создан­ной фигур­ки одно­го из духов Лоа, кото­рый соот­вет­ство­вал моти­ву жре­ца (читай­те опи­са­ние основ­ных Лоа вуду). 

Про­из­но­ся риту­аль­ное закли­на­ние, кол­дун заго­нял дух в тело кук­лы и запи­рал его там. После чего, кук­ла наре­ка­лась име­нем и дух вуду запи­рал­ся там до тех пор, пока не про­изой­дет маги­че­ское действие.

Такие кук­лы созда­ва­лись для при­вле­че­ния люб­ви, сча­стья или уда­чи, богат­ства, реже для мести обидчикам.

.

Пред­ки и Лоа в магии Вуду

Умер­шие пред­ки, кото­рые могут быть сер­ди­ты­ми или несчаст­ны­ми, могут быть так­же успо­ко­е­ны с помо­щью риту­а­лов вуду. Покло­не­ние начи­на­ет­ся с ими­та­ции смер­ти жерт­вы, и это глав­ная при­чи­на мифа о чело­ве­че­ских жерт­во­при­но­ше­ни­ях в этом культе.

.

Культ вуду — одна из наи­бо­лее древ­них рели­гий, сохра­нив­ших­ся до наших дней. Она уди­ви­тель­ней­шим обра­зом впле­ла в себя веро­ва­ния Афри­ки и като­ли­цизм евро­пей­цев. Мно­гие счи­та­ют это уче­ние тем­ным и кро­во­жад­ным, одна­ко, сами при­вер­жен­цы это­го куль­та испо­ве­ду­ют его по прин­ци­пу «не тво­ри дру­го­му зла». Боль­шая часть риту­а­лов куль­та посвя­ще­на прак­ти­кам очи­ще­ния и исце­ле­ния, в кото­рых жре­цы исполь­зо­ва­ли зна­ки вуду для при­вле­че­ния духов лоа.