Принципы и особенности даосизма. Необычные факты о даосской философии и практики её изучения

Материал редакции

Фак­ты, общие пра­ви­ла и суще­ству­ю­щая клас­си­фи­ка­цию мето­дик древ­ней­шей китай­ской философии

Возникновение Даосизма. Основные постулаты и формы проповедования

..

Пер­вый посту­лат — насы­ще­ние души, вто­рой — пита­ние тела, и тре­тий — у‑вей

Даос­ская фило­со­фия воз­ник­ла доста­точ­но дав­но и име­ет пра­во на то, что­бы носить ста­тус древ­ней­шей рели­гии и фило­со­фии. Осно­ва­те­лем дао­сиз­ма как рели­гии при­ня­то счи­тать мыс­ли­те­ля Лао-Цзы, одна­ко до сих эта инфор­ма­ция явля­ет­ся лишь тео­ре­ти­че­ской и дока­за­тельств это­му нет. Он, в свою оче­редь, систе­ма­ти­зи­ро­вал все зна­ния и инфор­ма­цию о таком уче­нии как Даосизм. 

Древ­не­ки­тай­ская фило­со­фия дао­сизм заро­ди­лась в пятых-чет­вёр­тых веках до нашей эры, но как рели­гия дао­сизм был воз­гла­шён и осно­ван толь­ко во вто­ром веке. А в осно­ве фило­со­фии лежа­ли шама­низм, магия и фило­со­фия север­но­го Китая. 

Даос­ская фило­со­фия была созда­на в то вре­мя, когда она была нуж­на обще­ству. В это вре­мя оно «уто­па­ло» в кон­флик­тах, вой­нах и про­чих неуря­ди­цах. А одна из основ­ных целей фило­со­фии — гар­мо­ни­за­ция не толь­ко сво­ей жиз­ни, но и жиз­ней вокруг.

Изна­чаль­но фило­со­фи­ей инте­ре­со­ва­лись люди бед­ные, они хоте­ли, что­бы насе­ле­ние было урав­не­но, а пра­ва на жизнь и сво­бо­ду были при­су­щи каж­до­му. Так, насе­ле­ние пола­га­ло, что жизнь в обще­стве ста­нет спо­кой­нее, а дав­ле­ние меж­ду соци­аль­ны­ми сло­я­ми будет минимизировано.

Отсю­да и воз­ник­ли основ­ные посту­ла­ты даос­ской фило­со­фии, кото­рые акту­аль­ны до сих пор, и их так­же при­дер­жи­ва­ют­ся в совре­мен­ных реа­ли­ях. Все­го выде­ля­ют три посту­ла­та, что­бы чело­век мог постичь энер­гию «дао», кото­рая явля­ет­ся смыс­лом философии. 

Пер­вый посту­лат — насы­ще­ние души, вто­рой — пита­ние тела и тре­тий — у‑вей.

Что каса­ет­ся форм про­по­ве­до­ва­ния рели­гии, их тоже три: мисти­че­ская, науч­ная и эти­че­ско-фило­соф­ская. Раз­де­ле­ние форм про­изо­шло в соот­вет­ствии с тем, что каж­дый слой насе­ле­ния пре­сле­до­вал свои цели при обра­ще­нии к рели­гии и у каж­до­го были свои ожи­да­ния от неё. 

Мисти­че­ская фор­ма древ­не­ки­тай­ской фило­со­фии дао­сизм рас­про­стра­ня­лась, пре­иму­ще­ствен­но, на про­стой народ, так как имен­но ему и нуж­на была боль­ше все­го. Она вос­пи­ты­ва­ет чело­ве­ка духов­но, нрав­ствен­но. Мисти­че­ская фор­ма про­ста для пони­ма­ния, а за помо­щью в слож­ной ситу­а­ции мож­но обра­тить­ся к мона­хам, кото­рые про­све­ще­ны боль­ше про­сто­го населения. 

Науч­ная фор­ма как раз нуж­на тем самым про­све­щен­ным мона­хам, кото­рые были ещё и учё­ны­ми. На пути к пости­же­нию энер­гии «дао» мона­хи смог­ли полу­чить мно­же­ство изоб­ре­те­ний (не толь­ко физи­че­ских, но и тех, кото­рые каса­ют­ся духов­ной жиз­ни), бла­го­да­ря кото­рым была обо­га­ще­на куль­ту­ра Китая. 

Эти­че­ско-фило­соф­ская фор­ма рели­гии суще­ство­ва­ла для выс­ших сло­ёв обще­ства. Такие люди зада­ва­лись экзи­стен­ци­аль­ны­ми вопро­са­ми и их не инте­ре­со­ва­ли вопро­сы гар­мо­нии в люд­ских отно­ше­ни­ях. Она вклю­ча­ет в себя все раз­мыш­ле­ния о жиз­ни и её смыс­ле, целях. Эта фор­ма зани­ма­ет­ся сфе­рой чувств людей и их вос­при­я­ти­ем внеш­не­го мира.

.

Особенности и факты о повседневной жизни даосистов

.

Соглас­но даос­ской фило­со­фии жизнь вос­при­ни­ма­ет­ся как путь, непре­рыв­ное дви­же­ние по жиз­ни. И те люди, кото­рые смо­гут познать «дао», непре­мен­но обре­тут бес­смер­тие. Воз­мож­но и такое, что бес­смер­тие будет обре­те­но после физи­че­ской смерти.

Осо­бен­но­сти фило­со­фии заклю­ча­ют­ся в том, что тот, кто её соблю­да­ет, дол­жен раз­вер­нуть свою жизнь на 180 гра­ду­сов. В том слу­чае, когда чело­век дей­стви­тель­но осо­знан­но при­дер­жи­ва­ет­ся рели­гии и наце­лен на обре­те­ние бес­смер­тия, он лег­ко при­спо­саб­ли­ва­ет­ся к ново­му рит­му и привычкам. 

Пер­вая осо­бен­ность дао­сиз­ма заклю­ча­ет­ся в изме­не­нии при­вы­чек пита­ния в повсе­днев­ной жиз­ни. Пита­ние тех, кто при­дер­жи­ва­ет­ся дан­ной рели­гии, рез­ко отли­ча­ет­ся по содер­жа­нию. Даоси­стам необ­хо­ди­мо огра­ни­чи­вать себя в пита­нии при­выч­ны­ми про­дук­та­ми. Вна­ча­ле пути даоси­ста ему нуж­но огра­ни­чи­вать себя от мяс­ных про­дук­тов и вина, посте­пен­но запрет начи­на­ет рас­про­стра­нять­ся на овощи/​зерно и дру­гую гру­бую пищу. В иде­а­ле, по всем при­ня­тым нор­мам, чело­ве­ку сле­ду­ет питать­ся росой с рас­те­ний и сво­ей слюной.

Вто­рая осо­бен­ность фило­со­фии каса­ет­ся рабо­ты даоси­стов над соб­ствен­ным физи­че­ским состо­я­ни­ем и дыха­ни­ем в повсе­днев­ной жиз­ни. Людям пред­ла­га­ет­ся выпол­нять раз­ные, но неслож­ные упраж­не­ния. Напри­мер, посту­ки­ва­ние зуба­ми или мас­саж вис­ков. Так­же мож­но раз­ви­вать дыха­ние — задер­жи­вать его и пере­во­дить в состо­я­ние «утроб­но­го», внут­рен­не­го дыха­ния. Такие неслож­ные и, одно­вре­мен­но, эффек­тив­ные упраж­не­ния помо­га­ют заря­жать чело­ве­ка и раз­ви­вать необ­хо­ди­мые для жиз­ни характеристики.

К полез­ной физи­че­ской рабо­те отно­сят­ся и сек­су­аль­ные отно­ше­ния, прав­да, толь­ко в том слу­чае, когда есть один посто­ян­ный парт­нер. Такие отно­ше­ния вли­я­ют не толь­ко на физи­че­скую фор­му чело­ве­ка, но и на его эмо­ци­о­наль­ный фон. 

Тре­тья осо­бен­ность дао­сиз­ма — посто­ян­ство. При­дер­жи­вать­ся основ фило­со­фии необ­хо­ди­мо посто­ян­но, на про­тя­же­нии всей жиз­ни, каж­дый день без исклю­че­ний. Это каса­ет­ся и хоро­ших поступ­ков, даже несколь­ко сотен хоро­ших поступ­ков может пере­черк­нуть один пло­хой. Тогда необ­хо­ди­мо начи­нать заня­тие прак­ти­ка­ми сна­ча­ла, не учи­ты­вая име­ю­щий­ся резуль­тат «очи­ще­ния».

.

Необычные факты изучения даосской философии

.

В про­цес­се изу­че­ния такой фило­со­фии чело­век учит­ся дове­рию. И здесь речь идёт не совсем о дове­рии к окру­жа­ю­щим. Даосист дол­жен учить­ся дове­рять сво­им инстинк­там и инту­и­ции. Так он смо­жет узнать свою насто­я­щую при­ро­ду, в каком направ­ле­нии дви­гать­ся и все ли он пра­виль­но дела­ет для обре­те­ния бессмертия.

Вто­рой факт свя­зан с нена­ви­стью. Даоси­сты её про­сто отвер­га­ют, иско­ре­няя из сво­ей жиз­ни в любом её про­яв­ле­нии. В даос­ской фило­со­фии ей нет места. Под такой же алго­ритм иско­ре­не­ния попа­да­ет и наси­лие. К нему ста­ра­ют­ся не обра­щать­ся вовсе, но, если что, при­ни­ма­ют как край­ний спо­соб реше­ния ситу­а­ции. Рели­гия под­ра­зу­ме­ва­ет при­вле­че­ние в свою жизнь дру­гих чувств: гар­мо­нии и рав­но­ве­сия. Толь­ко поло­жи­тель­ные эмо­ции и чув­ства при­бли­зят даоси­ста к пости­же­нию «дао».

Сле­ду­ю­щий факт — отсут­ствие бога. В отли­чие от дру­гих рели­гий, дао­сизм не пред­по­ла­га­ет покло­не­ния одно­му опре­де­лён­но­му богу. Люди, кото­рые при­дер­жи­ва­ют­ся даос­ской фило­со­фии, покло­ня­ют­ся боже­ствам в храмах.

Чет­вер­тый факт заклю­ча­ет­ся в уст­но­сти. Полу­чить зна­ния о том, что делать, как и каки­ми инстру­мен­та­ми поль­зо­вать­ся мож­но толь­ко в том слу­чае, когда чело­век полу­ча­ет инфор­ма­цию напря­мую от масте­ра. Это свя­за­но с тем, что основ­ные, цен­ные дан­ные при­ня­то пере­да­вать имен­но в уст­ной фор­ме, а не в пись­мен­ной. Имен­но поэто­му важ­на сов­мест­ная рабо­та с масте­ра­ми, хотя бы на началь­ных эта­пах погру­же­ния в религию.

Пятый факт — сим­вол. Мало кто зна­ет, но обще­из­вест­ный знак «Инь Ян» при­над­ле­жит имен­но даос­ской фило­со­фии. И он оли­це­тво­ря­ет гар­мо­нию меж­ду жен­ским и муж­ским нача­ла­ми, как гар­мо­нию в жиз­ни, поэто­му на под­со­зна­тель­ном уровне зна­ки древ­ней­шей рели­гии при­вле­ка­ют к себе внимание.

Послед­ний факт, кото­рый мы рас­смот­рим — талис­ма­ны. В даос­ской фило­со­фии талис­ма­ны пред­став­ле­ны в фор­ме бумаж­ных поло­сок, на кото­рых изоб­ра­же­ны сим­во­лы, сло­ва, иеро­гли­фы или дру­гие зна­ко­вые фор­мы. Одна­ко даже для сим­во­лов суще­ству­ют спе­ци­аль­ные тре­бо­ва­ния, они долж­ны быть созда­ны тем чело­ве­ком, кото­рый уже достиг опре­де­лён­но­го уров­ня чисто­ты, то есть мастером. 

.

Методы и практики даосской философии

.

В этом раз­де­ле мы раз­бе­рём не толь­ко общие пра­ви­ла исполь­зо­ва­ния тех­ник фило­со­фии, но и суще­ству­ю­щую клас­си­фи­ка­цию методик.

.

А для чего вооб­ще необ­хо­ди­мо выпол­нять какие-либо тех­ни­ки или обра­щать­ся к мето­дам? Это нуж­но не толь­ко для про­по­ве­до­ва­ния рели­гии в целом, но и для духов­но­го очи­ще­ния, раз­ви­тия и оздо­ров­ле­ния физи­че­ской оболочки. 

Если рас­смат­ри­вать общие тен­ден­ции в прак­ти­ках фило­со­фии, глав­ное здесь — систем­ность (ранее мы о ней уже гово­ри­ли, но акцент ста­вит­ся имен­но на этом аспек­те). Прак­ти­ки под­ра­зу­ме­ва­ют ком­плекс­ный под­ход к рабо­те над собой, опре­де­лен­ную систе­му дей­ствий, кото­рую нуж­но бес­пре­ко­слов­но выпол­нять. Имен­но бла­го­да­ря тако­му под­хо­ду чело­век полу­ча­ет воз­мож­ность зани­мать­ся сво­им физи­че­ским и нрав­ствен­ным раз­ви­ти­ем, что­бы достичь бессмертия. 

Сле­ду­ю­щее общее пра­ви­ло, кото­рое рас­про­стра­ня­ет­ся на заня­тия прак­ти­ка­ми, заклю­ча­ет­ся в суще­ство­ва­нии эта­пов, каж­дый из кото­рых дол­жен прой­ти даосист. Все­го эта­пов два. На пер­вом эта­пе чело­ве­ку важ­но про­бу­дить свой внут­рен­ний свет, кото­рый будет исце­лять изнут­ри и ста­би­ли­зи­ро­вать эмо­ци­о­наль­ный фон. Сле­ду­ю­щий, вто­рой этап пред­по­ла­га­ет, что на осно­ве про­буж­дён­но­го внут­рен­не­го све­та будет фор­ми­ро­вать­ся и сила чело­ве­ка. Сила не толь­ко физи­че­ская, но и эмо­ци­о­наль­ная, духовная.

Что же каса­ет­ся клас­си­фи­ка­ции? Мето­ди­ки даос­ской фило­со­фии клас­си­фи­ци­ру­ют­ся по несколь­ким груп­пам, в соот­вет­ствии с аспек­та­ми изу­че­ния даосизма:

.

Широ­кий север­ный метод даосизма.

Суть мето­да — рабо­тать меди­та­тив­но, погру­жа­ясь в себя. Соглас­но ему, чело­ве­ку необ­хо­ди­мо погру­зить­ся в состо­я­ние покоя, что­бы начать внут­рен­нее очи­ще­ние, в том чис­ле очи­ще­ние серд­ца. К осо­бен­но­стям тако­го мето­да мож­но отне­сти, напри­мер, уход в мона­стырь, что­бы целью жиз­ни поста­вить систе­ма­ти­че­ские заня­тия практиками.

.

Древ­ний север­ный метод даосизма.

Дан­ный метод под­ра­зу­ме­ва­ет раз­де­ле­ние рабо­ты на три эта­па, кото­рые необ­хо­ди­мо про­ра­ба­ты­вать спе­ци­аль­ны­ми прак­ти­ка­ми по трём направ­ле­ни­ям: Зем­ля, Чело­век, Небо. Каж­дый этап вклю­ча­ет в себя рабо­ту по допол­ни­тель­ным трём этапам. 

.

Южный метод даосизма.

Южный метод поз­во­ля­ет чело­ве­ку нара­ба­ты­вать и фор­ми­ро­вать силу для того, что­бы иметь воз­мож­ность раз­ви­вать­ся и совер­шен­ство­вать­ся не в рам­ках мона­сты­ря, а в усло­ви­ях город­ской жиз­ни, при нали­чии семьи, рабо­ты и про­чих внеш­них раз­дра­жи­те­лей, кото­рые отвле­ка­ют от дости­же­ния глав­ной цели, соглас­но даос­ской фило­со­фии. Кро­ме это­го, осо­бую роль выпол­ня­ет и обу­че­ние у масте­ра, кото­рый уже дав­но и пло­до­твор­но рабо­та­ет по дан­ной мето­ди­ке. Сов­мест­ная рабо­та важ­на, что­бы не допу­стить оши­бок и не сбить­ся с пути.

.

Пар­ная Алхи­мия даосизма.

Суть мето­да заклю­ча­ет­ся в сов­мест­ной прак­ти­ке муж­чи­ны и жен­щи­ны, кото­рая поз­во­ля­ет быст­ро раз­ви­вать­ся. Но, при этом, пара долж­на соот­вет­ство­вать высо­ким тре­бо­ва­ни­ям. А уни­каль­ность мето­да состо­ит в пол­ном его отсут­ствии на тер­ри­то­рии Рос­сии. Что каса­ет­ся Китая — там его прак­ти­ку­ют крайне редко.

.

Внеш­няя Алхи­мия даосизма.

Дан­ный метод счи­та­ет­ся крайне опас­ным, но, несмот­ря на это, бла­го­да­ря ему было полу­че­но боль­шин­ство зна­ний и инфор­ма­ции о тра­вах, мине­ра­лах и кор­нях, кото­рые суще­ству­ют в при­ро­де. Такой метод алхи­мии дао­сиз­ма лёг в осно­ву китай­ской меди­ци­ны и актив­но исполь­зу­ет­ся до сих пор. Уни­каль­ность, так­же, как и в преды­ду­щем мето­де, заклю­ча­ет­ся в крайне ред­кой прак­ти­ке на тер­ри­то­рии России. 

.

.

Дао­сизм как рели­гия и, в целом, как систе­ма прак­тик силь­но помо­га­ет чело­ве­ку в дости­же­нии внут­рен­ней гар­мо­нии. А как все мы зна­ем, что­бы изме­нить мир в луч­шую сто­ро­ну, начи­нать нуж­но с себя.

Одна­ко мето­ди­ки и прак­ти­ки древ­ней­шей фило­со­фии нуж­ны не толь­ко для гар­мо­ни­за­ции жиз­ни, но и для того, что­бы полу­чить внут­рен­нюю энер­гию и напол­нить­ся духов­но, если и не для обре­те­ния бес­смер­тия, то для дости­же­ния лич­ных целей.

Для того, что­бы ваша рабо­та над собой шла наи­бо­лее эффек­тив­но, мы можем дать два сове­та. Пер­вый — поста­рай­тесь най­ти масте­ра, того чело­ве­ка, кото­рый дей­стви­тель­но смо­жет обу­чить вас всем тон­ко­стям рели­ги­оз­но­го уче­ния. Вто­рой — соблю­дай­те систем­ность. Если при­дер­жи­ва­е­тесь какой-либо мето­ди­ки, ста­рай­тесь не сби­вать­ся с неё и не отвле­кать­ся на внеш­ние раз­дра­жи­тель­ные факторы.