Тело как средство коммуникации

Материал редакции

Как рас­по­ло­жить собе­сед­ни­ка к себе. Про­стые рекомендации

.

Ком­му­ни­ка­ция — один из самых попу­ляр­ных тер­ми­нов в 21 веке и все пони­ма­ют, что он озна­ча­ет. Одна­ко, мало кто зна­ет, что ком­му­ни­ци­ро­вать с внеш­ним миром мож­но не толь­ко посред­ством слов, но и с помо­щью тела. В каком-то смыс­ле тело как сред­ство ком­му­ни­ка­ции даже эффек­тив­нее гово­рит о том, что у чело­ве­ка «на душе», как он себя ощу­ща­ет и готов ли он к этой ком­му­ни­ка­ции. Эту тему мы и рас­смот­рим в сего­дняш­ней ста­тье, а в кон­це дадим полез­ные сове­ты о том, как не «спуг­нуть» собеседника. 

.

Для чего нужно использовать тело в процессе коммуникации?

.

Через каж­дое дви­же­ние тела и то, как мы его дер­жим, мы неосо­знан­но гово­рим о том, как себя чув­ству­ем и какие эмо­ции испы­ты­ва­ем в дан­ный момент. Язык жестов прав­ди­вее любых слов рас­ска­зы­ва­ет о мыс­лях и чув­ствах чело­ве­ка. И, конеч­но же, это «счи­ты­ва­ет» наш собе­сед­ник. Напри­мер, если вы сто­и­те в закры­той позе (скре­стив ноги и сло­жив руки), ваш собе­сед­ник обя­за­тель­но пой­мет, что вы сму­ща­е­тесь. Так­же он может поду­мать, что вы не иде­те на кон­такт, а пой­мет он это на под­со­зна­тель­ном уровне и ком­му­ни­ка­ция не получится. 

Таким обра­зом, в зави­си­мо­сти от того, какую цель мы пре­сле­ду­ем в про­цес­се ком­му­ни­ка­ции, мы можем рас­по­ло­жить собе­сед­ни­ка и полу­чить от него жела­е­мое, исполь­зуя невер­баль­ную ком­му­ни­ка­цию. Добить­ся тако­го отно­ше­ния к сво­ей пер­соне мож­но несколь­ки­ми спо­со­ба­ми, о кото­рых мы рас­ска­жем в сле­ду­ю­щем разделе. 

.

Какие способы телесной коммуникации существуют?

.

Мы раз­бе­рем два самых явных и попу­ляр­ных спо­со­ба исполь­зо­ва­ния язы­ка тела в ком­му­ни­ка­ции для уста­нов­ле­ния поло­жи­тель­но­го кон­так­та с собе­сед­ни­ком. Пер­вый спо­соб — при­со­еди­не­ние. Вто­рой спо­соб — отзеркаливание. 

При­со­еди­не­ние пред­став­ля­ет собой повтор точ­но таких же дви­же­ний, как у собе­сед­ни­ка. Здесь важ­но отме­тить, что вы долж­ны делать их гораз­до «тонь­ше» и менее откры­то, что­бы собе­сед­ник не поду­мал, что вы его копи­ру­е­те, ведь это очень силь­но бро­са­ет­ся в гла­за. Гово­ря ина­че, вам необ­хо­ди­мо повто­рить поло­же­ние его тела и его дви­же­ния, так собе­сед­ник под­со­зна­тель­но будет счи­тать вас «подоб­ным себе». И, в послед­ствии, он будет рас­по­ло­жен к вам гораз­до боль­ше, чем к чело­ве­ку, кото­рый в про­цес­се ком­му­ни­ка­ции исполь­зу­ет незна­ко­мые или про­сто иные действия. 

Спо­соб при­со­еди­не­ния мож­но при­ме­нить, если ком­му­ни­ка­ция с собе­сед­ни­ком про­ис­хо­дит в поло­же­нии «рядом». 

Отзер­ка­ли­ва­ние — про­цесс, когда вы повто­ря­е­те дви­же­ния собе­сед­ни­ка, но ина­че — как буд­то собе­сед­ник перед зер­ка­лом. Напри­мер, если он исполь­зу­ет пра­вую руку для жеста, вы под­клю­ча­е­те свою левую. Такой спо­соб эффек­тив­нее при­ме­нять в том слу­чае, если ком­му­ни­ка­ция про­те­ка­ет в поло­же­нии «напро­тив друг друга». 

Кро­ме двух этих спо­со­бов, мож­но выде­лить и неяв­ные, вто­ро­сте­пен­ные мето­ды исполь­зо­ва­ния тела как сред­ства ком­му­ни­ка­ции. Напри­мер, мож­но обра­щать­ся к репре­зен­та­тив­ной систе­ме. Она заклю­ча­ет­ся в непол­ном повто­ре­нии дей­ствий. Напри­мер, если собе­сед­ник сло­жил руки на гру­ди, то вы може­те поло­жить одну руку на свое пред­пле­чье. Язык ваше­го тела помо­жет вызвать в собе­сед­ни­ке ассо­ци­а­цию, но осо­знан­но он не заме­тит ваш повтор. Такую систе­му при­ня­то исполь­зо­вать в самом нача­ле ком­му­ни­ка­ции, что­бы рас­по­ло­жить к себе собеседника. 

Еще один спо­соб выстра­и­ва­ния кон­так­та с собе­сед­ни­ком и его рас­по­ло­же­ния к себе — изоб­ра­же­ние его эмо­ций. То, что чело­век не может видеть свое лицо во вре­мя ком­му­ни­ка­ции — факт. Одна­ко лице­вые мыш­цы цели­ком и пол­но­стью отоб­ра­жа­ют все глу­бин­ные эмо­ции, кото­рые он испы­ты­ва­ет. Таким обра­зом, если у чело­ве­ка чуть-чуть при­под­ня­та бровь, вы може­те сде­лать так­же, на под­со­зна­тель­ном уровне он пой­мет, что вы испы­ты­ва­е­те такие же чув­ства, как и он. В этом слу­чае кон­такт будет нала­жен, а ком­му­ни­ка­ция будет реа­ли­зо­ва­на с боль­шей эффек­тив­но­стью и выго­дой для вас. 

.

Использовать можно только руки и лицо?

.

Нет, опре­де­лен­но нет! Еще один важ­ный телес­ный аспект созда­ния кон­так­та в про­цес­се ком­му­ни­ка­ции — ваш голос. Очень важ­но под­стра­и­вать свой голос под собе­сед­ни­ка, для это­го необ­хо­ди­мо соблю­дать темп, тон и ско­рость сво­ей речи. Напри­мер, при­ня­то счи­тать, что ско­рость речи рав­на ско­ро­сти мыс­ли. Поэто­му нель­зя допус­кать ситу­а­цию, когда вы гово­ри­те слиш­ком мед­лен­но отно­си­тель­но ваше­го собе­сед­ни­ка. Это может при­ве­сти к тому, что ком­му­ни­ка­ция пой­дет «не по пла­ну» и собе­сед­ник нач­нет думать о сво­их делах. 

То же самое каса­ет­ся и силы голо­са, с кото­рой мы гово­рим. Ни в коем слу­чае нель­зя давить на собе­сед­ни­ка. Напри­мер, если его голос мяг­кий, плав­ный и тихий, а вы начи­на­е­те раз­го­ва­ри­вать громко. 

.

Что говорят исследования по данному вопросу?

.

В Соеди­нен­ных Шта­тах Аме­ри­ки некая ком­па­ния N, кото­рая зани­ма­ет­ся теле­фон­ны­ми про­да­жа­ми, реши­ла про­ве­сти иссле­до­ва­ние и раз­де­лить мене­дже­ров по про­да­жам на две груп­пы. Пер­вая груп­па про­дол­жи­ла общать­ся с потен­ци­аль­ны­ми кли­ен­та­ми и пред­ла­гать услу­ги так­же, как и преж­де. Вто­рая груп­па при­дер­жи­ва­лась опре­де­лен­ных пра­вил: мене­дже­ры повто­ря­ли темп, силу и ско­рость, с кото­рой раз­го­ва­ри­ва­ли клиенты. 

Резуль­та­ты иссле­до­ва­ния пока­за­ли, что уро­вень про­даж вто­рой груп­пы мене­дже­ров уве­ли­чил­ся на 30%! 

.

Суще­ству­ют ли сове­ты для того, что­бы улуч­шить про­цесс неосо­знан­ной коммуникации?

.

Да! Мы поде­лим­ся с вами основ­ны­ми сек­ре­та­ми исполь­зо­ва­ния тела как сред­ства ком­му­ни­ка­ции. Язык тела поз­во­лит нала­дить кон­такт в про­цес­се ком­му­ни­ка­ции и полу­чить жела­е­мое от собеседника. 

Пер­вый совет заклю­ча­ет­ся в плав­но­сти. Ни в коем слу­чае нель­зя повто­рять дви­же­ния напря­мую, что назы­ва­ет­ся «в лоб». Такое пове­де­ние может вызвать подо­зре­ние, что, непре­мен­но, оттолкнет.

Вто­рой — заклю­ча­ет­ся в посте­пен­но­сти. Необ­хо­ди­мо делать выдерж­ку, хотя бы в несколь­ко секунд, преж­де чем, напри­мер, отзер­ка­ли­вать дви­же­ние собе­сед­ни­ка. Так, дви­же­ния будут выгля­деть естественными. 

Тре­тий совет заклю­ча­ет­ся в тем­пе. Если вы все же реши­ли под­клю­чить голос, тогда сна­ча­ла необ­хо­ди­мо сле­дить за тем­пом вашей речи. Один толь­ко темп явля­ет­ся зало­гом успе­ха на 40%. 

.

Обра­ти­те вни­ма­ние! Несмот­ря на все пере­чис­лен­ные аспек­ты, все­гда важ­но пом­нить, что такие пра­ви­ла харак­тер­ны для стан­дарт­ных, НЕ стрес­со­вых ситу­а­ций. Для того, что­бы понять, какие тело­дви­же­ния чело­век совер­ша­ет в нестан­дарт­ных ситу­а­ци­ях — за ним необ­хо­ди­мо наблю­дать и изу­чать его поведение.