Практики и направления суфизма

Материал редакции

Шесть основ­ных реко­мен­да­ций начи­на­ю­щим практикам

Суть суфиз­ма направ­ле­на на то, что­бы очи­щать душу и рабо­тать над само­по­зна­ни­ем для при­ня­тия чело­ве­ка Все­выш­ним. Поэто­му в сего­дняш­ней ста­тье мы рас­ска­жем о том, какие прак­ти­ки помо­га­ют про­ра­бо­тать бло­ки, про­бле­мы, воз­ни­ка­ю­щие на душев­ном и физи­че­ском уров­нях. Кро­ме это­го мы раз­бе­рём направ­ле­ния суфиз­ма и рас­ска­жем обо всех осо­бен­но­стях уче­ния, кото­рые важ­но соблю­дать начи­на­ю­ще­му практику. 

Суфизм. Цель и смысл учения

.

Часто мож­но услы­шать, что суфизм — это сек­та, одна­ко это не так. Смысл суфиз­ма в осо­бой систе­ме цен­но­стей, духов­ных уста­но­вок и мисти­че­ских прак­тик внут­ри ислама. 

Само поня­тие пере­во­дит­ся в соот­вет­ствии с несколь­ки­ми вари­а­ци­я­ми и направ­ле­ни­я­ми. Соглас­но пер­во­му вари­ан­ту, поня­тие суфиз­ма свя­за­но с шер­стью, а древ­ние про­по­вед­ни­ки носи­ли одеж­ду исклю­чи­тель­но из шер­сти. Соглас­но вто­ро­му вари­ан­ту, поня­тие суфиз­ма свя­за­но с чисто­той ума человека. 

Несмот­ря на раз­ни­цу поня­тий на дан­ный момент пре­об­ла­да­ет имен­но вто­рая вер­сия о том, что суфизм –— это пред­став­ле­ние об очи­ще­нии соб­ствен­но­го разу­ма и души от вред­ных при­вы­чек и само­раз­ру­ша­ю­щих манер. К тому же, дан­ное уче­ние спо­соб­но раз­вить в чело­ве­ке искрен­ность и изба­вить его от недо­стат­ков и гре­хов, кото­рые меша­ют жить чисто и искренне перед собой и Всевышним. 

Суть суфиз­ма в том, что даже если чело­век покло­ня­ет­ся Все­выш­не­му, тот не смо­жет при­нять его под­чи­не­ния из-за име­ю­щих­ся гре­хов, тще­сла­вия и нечи­сто­ты душев­ной. Соот­вет­ствен­но те, кто сле­ду­ет пра­ви­лам и осно­вам суфиз­ма, учат­ся рабо­тать над собой для при­ня­тия Всевышним.

.

Направления суфизма

.

Все­го суще­ству­ет три направ­ле­ния суфиз­ма, отли­ча­ю­щих­ся по пери­о­дич­но­сти и вре­ме­ни ста­нов­ле­ния учения. 

    1. Клас­си­че­ский суфизм. 
    2. Аске­ти­че­ский суфизм.
    3. Брат­ства. 

Так как к направ­ле­ни­ям суфиз­ма отно­сят­ся брат­ства, их выде­ля­ют все­го 12 и они явля­ют­ся базо­вы­ми. Из этих 12 братств заро­ди­лись все осталь­ные брат­ства-тари­ка­ты. Далее мы подроб­нее о них расскажем. 

Пер­вое брат­ство «Бада­вия», рас­по­ло­же­но в Египте. 

Брат­ство явля­ет­ся одним из самых вли­я­тель­ных сре­ди осталь­ных тари­ка­тов, кото­рые реа­ли­зу­ют­ся в Егип­те. Для обще­ства тари­кат так­же выпол­ня­ет мно­же­ство полез­ных функ­ций и несёт огром­ную поль­зу. Одна­ко за пре­де­ла­ми Егип­та дан­ное брат­ство менее популярно. 

Это брат­ство суфиз­ма по нача­лу исполь­зо­ва­ло толь­ко тихие зик­ры, но теперь ста­ли прак­ти­ко­вать и более гром­кие. Про­из­но­ше­ние зикр вво­дит чле­нов брат­ства в состо­я­ние рели­ги­оз­но­го тран­са, в кото­ром про­ис­хо­дит очи­ще­ние внут­рен­не­го мира человека. 

Вто­рое брат­ство «Бек­та­ши», рас­по­ло­же­но в Тур­ции, Алба­нии и Боснии.

Брат­ство сфор­ми­ро­ва­лось в 13 веке, оно содер­жит в себе осо­бен­но­сти хри­сти­ан­ства. Чле­ны брат­ства к риту­аль­ной еде отно­си­ли про­дук­ты из вина, хлеб­ные про­дук­ты и сыры. 

К основ­ным иде­ям брат­ства мож­но отне­сти: тер­пи­мость по отно­ше­нию к близ­ким, ува­же­ние к окру­жа­ю­щим людям. А один раз в год люди про­во­дят испо­ведь перед сво­им наставником. 

Тре­тье брат­ство «Кады­рия», рас­по­ло­же­но в Тур­ции, Индо­не­зии и Южной Азии, на Бал­ка­нах, на Север­ном Кав­ка­зе, в Китае и Африке.

Это брат­ство осно­ва­но в 11–12 веках, но орга­ни­за­ци­он­но сфор­ми­ро­ва­лось толь­ко к 13 веку. 

Осо­бен­но­стью быта чле­нов брат­ства явля­ет­ся отсут­ствие нище­ты (она попро­сту запре­ще­на), а к прак­ти­кам зикр раз­ре­ше­но допус­кать не толь­ко жен­щин, но и иноверцев. 

Чет­вёр­тое брат­ство «Кубра­вия», рас­по­ло­же­но в Сред­ней Азии.

Чле­ны дан­но­го брат­ства долж­ны соблю­дать суро­вый пост и пол­но­стью под­чи­нять­ся воле шей­ха, толь­ко так они смо­гут при­бли­зить­ся к Все­выш­не­му и его благословению. 

В этом слу­чае фор­му­ла три­а­ды немно­го изме­не­на и выгля­дит так: Хаки­кат, затем Тари­кат, а после Шариат. 

Пятое брат­ство «Мевле­ви», рас­по­ло­же­но в Турции.

Брат­ство было сфор­ми­ро­ва­но в 13 веке, а его осо­бен­но­стью ста­ло музы­каль­ное сопро­вож­де­ние раде­ний и осо­бен­ные тан­це­валь­ные риту­а­лы. Всё это сим­во­ли­зи­ру­ет бес­ко­неч­ную любовь и при­бли­жён­ность к Всевышнему. 

Шестое брат­ство «Накш­бан­дия», рас­по­ло­же­но в Сред­ней Азии, в Индии и Паки­стане, на Север­ном Кав­ка­зе и Ближ­нем Востоке.

Это брат­ство суфиз­ма, в кото­ром, в отли­чие от осталь­ных, пение гром­ких зик­ров отвер­га­ет­ся. Так­же отвер­га­ет­ся и уеди­не­ние, стран­ство­ва­ние или пуб­лич­ные собра­ния, на кото­рых актив­но прак­ти­ку­ют песнопения. 

В брат­стве допус­ка­ют­ся ситу­а­ции доб­ро­воль­ной бед­но­сти или отка­за от мате­ри­аль­но­го нако­пи­тель­ства. Но уче­ник и учи­тель все­гда долж­ны быть близ­ки и мате­ри­аль­ные про­бле­мы меж­ду ними не долж­ны возникать. 

Седь­мое брат­ство «Рифа­ия», рас­по­ло­же­но на Араб­ском Ближ­нем Восто­ке, в Тур­ции, на Бал­кан­ском полу­ост­ро­ве, в Южной Азии. 

Это одно из самых древ­ней­ших братств-тари­ка­тов. Оно осно­ва­но в 12 веке, а свою извест­ность оно полу­чи­ло бла­го­да­ря прак­ти­кам экзор­циз­ма. Злых духов чле­ны брат­ства изго­ня­ли с помо­щью зик­ра (осо­бая ислам­ская духов­ная прак­ти­ка, суть кото­рой: про­из­не­сти молит­ву про­слав­ле­ния Всевышнего).

Со все­ми чело­ве­че­ски­ми недо­стат­ка­ми и гре­ха­ми чле­ны брат­ства «Рифа­ия» справ­ля­ют­ся через зик­ры. Ещё одна прак­ти­ка, кото­рую исполь­зу­ют люди — «Хал­ва». Это прак­ти­ка уеди­не­ния и затвор­ни­че­ства, кото­рую чело­век выпол­ня­ет на про­тя­же­нии семи или соро­ка дней. Во вре­мя таких прак­тик чело­век может совер­шать омо­ве­ние, нести пост и рас­по­ла­гать­ся в тишине, что­бы не отвле­кать­ся ни на что. 

Быт чле­нов Рифа­ия таков, что они носят чёр­ную чал­му, а на бого­слу­же­нии сидят на спе­ци­аль­ных ков­ри­ках. А во вре­мя зик­ров люди игра­ют на бубне. Счи­та­ет­ся, что в про­цес­се «очи­ще­ния» люди пере­ста­ют быть вос­при­им­чи­вы­ми, напри­мер, к огню или дру­гим повре­жде­ни­ям тела. 

Вось­мое брат­ство «Сух­ра­вар­дия», рас­по­ло­же­но в Индии.

Дан­ный тари­кат родил­ся в 12–13 веках, а чле­ны брат­ства при­дер­жи­ва­ют­ся тра­ди­ций «трез­во­го» суфиз­ма. Брат­ство в сво­ей жиз­ни соблю­да­ют не толь­ко при­выч­ные пра­ви­ла исла­ма, но и, напри­мер, аске­зу или же отказ от мяс­ных продуктов. 

Чле­ны брат­ства исполь­зу­ют прак­ти­ки как тихо­го зик­ра, так и гром­ко­го. Одна­ко что­бы дой­ти до это­го эта­па, сна­ча­ла тре­бу­ет­ся попасть в брат­ство. На «вхо­де» в брат­ство чело­век дол­жен прой­ти испы­та­тель­ный срок, кото­рый длит­ся от трёх меся­цев до полугода. 

Девя­тое брат­ство «Чиш­тия», рас­по­ло­же­но в Индии, Паки­стане и отдель­ных участ­ках Южной Азии.

Дан­ное брат­ство свои прак­ти­ки фик­си­ру­ет пись­мен­но, а духов­ный путь состо­ит из трёх при­выч­ных эта­пов. Все­го на духов­ном пути чело­ве­ка 44 кон­троль­ные точ­ки и 15 состо­я­ний, кото­рые чело­век дол­жен про­чув­ство­вать и осознать. 

Чле­ны брат­ства исполь­зу­ют в каче­стве прак­ти­ки музы­каль­ные раде­ния, это важ­но для воз­мож­но­сти меди­ти­ро­вать, а так­же для при­вле­че­ния людей ко все­му про­по­ве­до­ва­нию в целом. 

Деся­тое брат­ство «Шази­лия», рас­по­ло­же­но в Египте.

Это брат­ство так­же осно­ва­но в 13 веке, а основ­ной смысл жизнь в брат­стве — борь­ба с живот­ны­ми стра­стя­ми и рабо­та над сво­им внут­рен­ним совер­шен­ство­ва­ни­ем. Осо­бую роль при этом выпол­ня­ют прак­ти­ки уеди­не­ния либо отшель­ни­че­ства. Если чело­век реша­ет­ся на уеди­не­ние, тогда он дол­жен дер­жать пост от рас­све­та до заката. 

Счи­та­ет­ся, что чле­нам брат­ства вступ­ле­ние в него было пред­опре­де­ле­но веч­но­стью, поэто­му они сме­ло при­ни­ма­ют своё уча­стие и пра­ви­ла жиз­ни в братстве. 

Один­на­дца­тое брат­ство «Яса­вия», рас­по­ло­же­но в Цен­траль­ной Азии.

Дан­ный тари­кат под­ра­зу­ме­ва­ет четы­ре эта­па на пути чело­ве­ка к сво­е­му совер­шен­ство­ва­нию. Пер­вый этап — Шари­ат, вто­рой — Тари­кат, тре­тий — Хаки­кат и чет­вёр­тый — Мау­ри­фат. Важ­но отме­тить, что каж­дый этап вклю­ча­ет ещё и десять осо­бых кон­троль­ных точек.

Мож­но ска­зать, что про­хож­де­ние дан­но­го пути — одно из слож­ней­ших дей­ствий, с кото­ры­ми стал­ки­ва­ют­ся чле­ны братства.

Две­на­дца­тое брат­ство «Хал­ва­тия», рас­по­ло­же­но в Афри­ке и Азербайджане.

Брат­ство созда­но в 14 веке, а по пре­да­ни­ям осно­ва­те­ля брат­ства нашли в дуп­ле дере­ва, когда он 40 дней совер­шал риту­ал зикра. 

.

Практика суфизма

.

Прак­ти­ка зик­ра явля­ет­ся попу­ляр­ней­шей и повсеместной. 

Дан­ная прак­ти­ка пред­став­ля­ет собой ни что иное, как мно­го­крат­ное повто­ре­ние одно­го свя­щен­но­го тек­ста. Такую прак­ти­ку мож­но назвать и медитативной. 

Что­бы выпол­нить прак­ти­ку при­ня­то исполь­зо­вать раз­лич­ные дви­же­ния. Это могут быть осо­бые молит­вен­ные позы или спе­ци­аль­ные кру­же­ния, пока­чи­ва­ния из сто­ро­ны в сто­ро­ну, созда­ние вибраций. 

Осно­вой для всех зикр слу­жит Коран. А сама прак­ти­ка помо­га­ет про­ра­бо­тать весь нега­тив и полу­чить поло­жи­тель­ный заряд. 

Для того, что­бы про­де­лать саму прак­ти­ку, важ­но соблю­де­ние сле­ду­ю­щих правил.

Участ­ни­кам необ­хо­ди­мо встать или сесть так, что­бы они созда­ли круг. После это­го руко­во­ди­тель прак­ти­ки созда­ёт осо­бую меди­та­тив­ную настрой­ку и все участ­ни­ки в соот­вет­ствии с настрой­кой при­сту­па­ют к выпол­не­нию упражнений. 

Дви­же­ния, зача­стую, рит­мич­ные и с каж­дым новым цик­лом лишь убыст­ря­ют­ся. Имен­но во вре­мя таких дви­же­ний необ­хо­ди­мо про­из­но­сить свя­щен­ные тек­сты, кото­рые помо­га­ют очи­стить разум и душу. 

.

Рекомендации практикам

.

Если вам инте­рес­но и вы толь­ко начи­на­е­те углуб­лять­ся в изу­че­нии суфий­ских прак­тик, тогда мы хотим дать вам несколь­ко сове­тов, что­бы прак­ти­ка была без­опас­ной и результативной.

    • При­сту­пай­те к прак­ти­ке не рань­ше, чем после двух-трёх часов после при­ня­тия пищи. 
    • Осу­ществ­ляй­те каж­дое дви­же­ние без напря­же­ния, делай­те всё в рас­слаб­лен­ном состоянии. 
    • Если вы не хоти­те закры­вать гла­за, рас­фо­ку­си­руй­те взгляд, что­бы не отвле­кать­ся на мелочи. 
    • Любое дви­же­ние выпол­няй­те в инди­ви­ду­аль­ном рит­ме, что­бы вхо­дить и выхо­дить в прак­ти­ку постепенно. 
    • В слу­чае, если вы вдруг упа­ли, пере­вер­ни­тесь на живот и поста­рай­тесь отды­шать­ся, расслабиться. 
    • Каж­дую прак­ти­ку завер­шай­те релак­са­ци­ей. Это важ­но для того, что­бы мяг­ко выве­сти весь орга­низм из тран­со­во­го состояния.

.

Суфизм, как уче­ние, как направ­ле­ние и вера пред­став­ля­ет собой один из мощ­ней­ших инстру­мен­тов для очи­ще­ния сво­е­го орга­низ­ма не толь­ко на физи­че­ском уровне, но и на ментальном. 

Если уче­ние вам откли­ка­ет­ся, обя­за­тель­но попро­буй­те выпол­нить прак­ти­ку. Воз­мож­но, она ста­нет вашим клю­чом к здо­ро­вой и успеш­ной жизни. 

.

Еще боль­ше инте­рес­ных мате­ри­а­лов в теле­грамм-груп­пе «Непо­знан­ное».