Леонардо да Винчи, тайна картины «Мона Лиза» и других картин

Материал редакции

Какие кар­ти­ны «достой­ны» стать досто­я­ни­ем общества?

Кар­ти­ны — целая нау­ка, загад­ка чело­ве­че­ства. Поче­му одни ста­но­вят­ся попу­ляр­ны­ми, извест­ны­ми во всём мире, а дру­гие так и оста­ют­ся в «тени». Зача­стую даже не попа­дая в музеи город­ско­го уров­ня. От чего это­го зави­сит? Какая тай­на долж­на быть в кар­тине? В чём сек­рет и при­тя­га­тель­ность неко­то­рых про­из­ве­де­ний? В ста­тье мы будем раз­би­рать­ся в этих вопро­сах на при­ме­ре кар­ти­ны «Мона Лиза» Лео­нар­до да Винчи. 

.

Какие картины «достойны» стать достоянием общества? Критерии

.

Кар­тин, вошед­ших в исто­рию, вели­кое мно­же­ство. Одна­ко есть те, кото­рые обя­за­тель­но всплы­вут в созна­нии при их упо­ми­на­нии. Их совсем немно­го, но они мак­си­маль­но зна­чи­мы для совре­мен­но­го обще­ства. Ско­рее все­го, таки­ми и оста­нут­ся ещё надол­го. К этим кар­ти­нам относятся:

    1. «Мона Лиза» — Лео­нар­до да Вин­чи (1505 год);
    2. «Тай­ная вече­ря» — Лео­нар­до да Вин­чи (1498 год);
    3. «Звёзд­ная ночь» — Вин­сент Ван Гог (1889 год);
    4. «Крик» — Эдвард Мунк (1893 год);
    5. «Гер­ни­ка» — Паб­ло Пикассо (1937 год);
    6. «Поце­луй» — Густав Климт (1908 год);
    7. «Девуш­ка с жем­чуж­ной серёж­кой» — Ян Вер­ме­ер (1665 год);
    8. «Рож­де­ние Вене­ры» — Сан­д­ро Бот­ти­чел­ли (1485 год);
    9. «Мени­ны» — Диего Велас­кес (1656 год);
    10. «Сотво­ре­ние Ада­ма» — Мике­лан­дже­ло (1512 год);
    11. «Аме­ри­кан­ская готи­ка» — Грант Вуд (1930 год);
    12. «Кув­шин­ки» — Клод Моне (1926 года);
    13. «Посто­ян­ство памя­ти» — Саль­ва­дор Дали (1931 год);
    14. «Тро­и­ца» — Андрей Руб­лёв (1427 год);
    15. «Сикс­тин­ская мадон­на» — Рафа­эль Сан­ти (1512 год);
    16. «Чёр­ный квад­рат» — Кази­мир Мале­вич (1915 год);
    17. «Купа­ние крас­но­го коня» — Кузь­ма Сер­ге­е­вич Пет­ров-Вод­кин (1912 год);
    18. «Иван Гроз­ный уби­ва­ет сво­е­го сына» — Илья Репин (1885 год);
    19. «Девоч­ка на шаре» — Паб­ло Пикассо (1905 год);
    20. «Порт­рет А.С.Пушкина» — Орест Кипрен­ский (1827 год). 

Все эти кар­ти­ны объ­еди­ня­ет несколь­ко фак­то­ров, как мини­мум то, что они очень инте­рес­ны и пря­мо при­тя­ги­ва­ют взгляд каж­до­го чело­ве­ка. Дан­ные кар­ти­ны мож­но назвать глу­бо­ки­ми, они застав­ля­ют заду­мать­ся, пере­не­стись в ту эпо­ху, когда жил автор, и про­чув­ство­вать «вайб» того вре­ме­ни и состо­я­ние само­го авто­ра. Неко­то­рые из них дают воз­мож­ность пораз­мыс­лить над важ­ны­ми вопро­са­ми в жиз­ни и заду­мать­ся о её смыс­ле в целом. 

Ещё одним кри­те­ри­ем, кото­рый объ­еди­ня­ет дан­ные шедев­ры, явля­ет­ся каче­ство. Все про­из­ве­де­ния настоль­ко деталь­но про­ра­бо­та­ны, настоль­ко искус­ны, что в них про­сто невоз­мож­но не влюбиться. 

.

«Мона Лиза». Тайна картины Леонардо Да Винчи 

.

«Мона Лиза» — вер­хуш­ка, «слив­ки» сре­ди про­из­ве­де­ний искус­ства, шедевр. 

Это поис­ти­не тон­кая кар­ти­на, глу­бо­кая, неве­ро­ят­но каче­ствен­ная и точ­ная. Навер­ное, в этом и кро­ет­ся её тай­на. А так­же в том, что её про­сто­та необы­чай­но красива. 

Хотя, есть ещё одна при­чи­на все­об­щей люб­ви по отно­ше­нию к кар­тине. Это исто­рия её созда­ния. Допод­лин­но нет точ­ных дан­ных, кто же изоб­ра­жён на кар­тине и как она созда­ва­лась. Вро­де бы фак­ты ука­зы­ва­ют на суще­ство­ва­ние реаль­ной жен­щи­ны, с кото­рой писа­ли «Мона Лизу». Одна­ко, есть и тео­рия, что на кар­тине изоб­ра­жён сам Лео­нар­до в жен­ском обли­чье, его «жен­ская сто­ро­на». А эта улыб­ка. Ах, она пре­крас­на, но, воз­мож­но, что это насмеш­ка Лео­нар­до да Вин­чи в сто­ро­ну клас­си­че­ских взгля­дов обще­ства. Тогда всё более, чем логич­но и это про­тест художника. 

Но всё же, чем кар­ти­на при­вле­ка­ет обы­ва­те­ля? А что, если всё дело в этом прон­зи­тель­ном взгля­де пре­крас­ной жен­щи­ны, деталь­но изоб­ра­жён­ной на кар­тине? Согла­си­тесь, очень игри­во, но при этом смот­рит она пря­мо в душу. Воз­ни­ка­ет чув­ство, буд­то она все­объ­ем­лю­щая и от неё невоз­мож­но спря­тать­ся. В этом и кро­ет­ся загад­ка «Мона Лизы».

С сим­па­ти­ей всё понят­но. Но ещё одна тай­на кар­ти­ны «Мона Лиза» так и оста­лась нераз­га­дан­ной. Речь идёт про сек­рет­ные сим­во­лы, кото­рые спря­та­ны даже в гла­зу пре­крас­ной Лизы. Итак, немно­го о рас­по­ло­же­нии сим­во­лов: в пра­вом гла­зу рас­по­ла­га­ет­ся «LV», в левом «CE» или нечёт­кая «В». За самой жен­щи­ной зашиф­ро­ва­ны чис­ла 72 и 2, кото­рые чуть вид­ны и то при деталь­ном рассмотрении. 

Сле­ду­ю­щая загад­ка кар­ти­ны — фон. Очень инте­рес­но, что сам порт­рет сде­лан созда­те­лем «Мона Лизы» так, буд­то модель нахо­дит­ся в поме­ще­нии, абсо­лют­но без­вет­рен­ном, ведь всё так плав­но и глад­ко лежит, от волос до оде­я­ния. Но не тут-то было. На фоне Мона Лизы раз­вер­нул­ся целый пей­заж. Там же и мост, и какие-то горы, ска­лы, поля. К чему всё это? Какую смыс­ло­вую нагруз­ку несёт при­род­ная встав­ка. Интересно. 

А что насчёт взгля­да? Да, он поис­ти­не зага­доч­ный. Гла­за сво­ей музы автор кар­ти­ны «Мона Лиза» напи­сал так, что она будет смот­реть на вас, куда бы вы не пошли. Эти ли не чудо? Осо­бен­но, если учесть, что кар­ти­на уви­де­ла свет в 1505 году, а подоб­ные тех­но­ло­гии нало­же­ния кра­сок были зафик­си­ро­ва­ны гораз­до позже. 

.

Тайны великих картин

.

«Тай­ная вече­ря» — Лео­нар­до да Вин­чи (1498 год)

Что же тай­но­го есть в этом про­из­ве­де­нии искус­ства? Всё в кар­тине такое тай­ное, что раз­га­ды­вать при­дёт­ся ещё нашим вну­кам. Рас­ска­жем о загадках. 

Нач­нём с того, кто изоб­ра­жён на кар­тине. Все апо­сто­лы, кото­рые Лео­нар­до запе­чат­лел и пере­дал нам, после­до­ва­те­лям, рас­по­ло­же­ны по поряд­ку зна­ков зоди­а­ка. Воз­мож­но, так и есть, но ведь непо­нят­но, какие имен­но люди изоб­ра­же­ны. Всех кро­ме Хри­ста, разу­ме­ет­ся, Автор изоб­ра­зил мак­си­маль­но андрогинно. 

Вто­рая тай­на — угол рас­смот­ре­ния. Спе­ци­а­ли­сты пред­ла­га­ют смот­реть про­из­ве­де­ние искус­ства с рас­сто­я­ния аж девя­ти мет­ров, а так­же на рас­сто­я­нии око­ло трёх с поло­ви­ной мет­ров над картиной. 

Намёк на то, что Мария Маг­да­ли­на была не про­сто любов­ни­цей Хри­ста, а его люби­мой жен­щи­ной, женой. Об этом сви­де­тель­ству­ют кон­ту­ры их тел, кото­рые обра­зу­ют бук­ву «М», полу­чен­ное сло­во в пере­во­де зву­чит как «брак». 

Важ­ной осо­бен­но­стью кар­ти­ны явля­ет­ся её уди­ви­тель­ная сохран­ность. Когда во вре­мя Вто­рой Миро­вой Вой­ны шли бое­вые дей­ствия, сна­ряд попал в цер­ковь, на стене кото­рой была изоб­ра­же­на фрес­ка. Но! Сте­на с фреской ста­ла един­ствен­ной, кото­рая уце­ле­ла и оста­лась нетронутой. 

И всё же, на фрес­ке напи­сан про­цесс тра­пезы, а мы ещё ни разу не затро­ну­ли вопрос пищи, кото­рую при­ни­ма­ли уче­ни­ки вме­сте с Хри­стом. Что же инте­рес­но­го здесь? Всё бы ниче­го. Даже, если не рас­смат­ри­вать блю­да, дета­ли сами бро­са­ют­ся в гла­за: воз­ле Иуды, напри­мер, сто­ит пустая тарел­ка, а солон­ка рас­сы­па­на. Как бы наме­кая нам, зри­те­лям, что «соба­ка зары­та» здесь, рядом с этим персонажем. 

.

«Чёр­ный квад­рат» — Кази­мир Мале­вич (1915 год)

Ну, дан­ное про­из­ве­де­ние до сих пор будо­ра­жит умы цени­те­лей, хотя кар­ти­на иссле­до­ва­на уже вдоль и попе­рёк. К наше­му вре­ме­ни спе­ци­а­ли­стам уже уда­лось выяс­нить, что под чёр­ным квад­ра­том скры­ты от глаз окру­жа­ю­щих неудач­ные попыт­ки напи­са­ния шедев­ра. Но он всё же получился. 

А что же всё-таки заман­чи­во­го в кар­тине? Ну, во-пер­вых, чёр­ный квад­рат дале­ко не чёр­ный, а во-вто­рых, это не совсем квад­рат. Такой мрач­ный цвет, напо­ми­на­ю­щий нам чёр­ный, на самом деле явля­ет­ся сме­сью тём­но-зелё­но­го и чёр­но­го, с добав­ле­ни­ем цве­та жжё­ной кости. 

Насчёт фор­мы. Да, уди­ви­тель­но, но про­ти­во­по­лож­ные сто­ро­ны не то, что­бы не рав­ны, они даже не парал­лель­ны друг другу. 

Под чёр­ным квад­ра­том, как мы и ска­за­ли, спря­та­ны дру­гие про­из­ве­де­ния. Так, вели­кий Кази­мир Мале­вич пере­крыл аж две кар­ти­ны сво­им зна­ме­ни­тым чёр­ным квад­ра­том. Кар­ти­ны нало­же­ны сло­я­ми друг на дру­га – отсю­да и тре­щи­ны на полотне (эффект кракелюра). 

Сво­им чёр­ным квад­ра­том (хотя на самом деле их четы­ре) Мале­вич открыл целое направ­ле­ние и создал осо­бую шко­лу Супрематизма. 

Самое глав­ное: если дру­гие миро­вые шедев­ры мож­но опи­сать вне про­стран­ства, то для того, что­бы понять эту кар­ти­ну, её необ­хо­ди­мо рас­смат­ри­вать внут­ри про­стран­ства, вме­сте с инте­рье­ром и атмо­сфе­рой помещения. 

.

«Крик» — Эдвард Мунк (1893 год)

Эта кар­ти­на, на самом деле, может счи­тать­ся самой эмо­ци­о­наль­ной из всех суще­ству­ю­щих и, навер­ное, существовавших. 

Само про­из­ве­де­ние искус­ства — одна сплош­ная тай­на. Поче­му она дово­дит людей до состо­я­ния депрес­сии? Как вли­я­ет на коли­че­ство само­убийств? В чём ужас и дур­ная энер­ге­ти­ка картины?

Пер­вая тай­на — цен­траль­ная фигу­ра. Она настоль­ко неод­но­знач­ная, что поз­во­ля­ет зри­те­лю не кон­цен­три­ро­вать своё вни­ма­ние на каком-либо пер­со­на­же, а пол­но­стью вни­кать в суть, в само дей­ство. Сам образ, тем не менее, оста­ёт­ся загад­кой, может быть это ске­лет или вооб­ще эмбри­он. Образ оста­ёт­ся совер­шен­но без­ли­ким, несмот­ря на свою деталь­ную прорисовку.

Ну и вто­рая, глав­ная тай­на. Поче­му имен­но «крик»? Зачем авто­ру пере­да­вать сво­е­му зри­те­лю имен­но это ощу­ще­ние. Согла­си­тесь, кар­ти­на явно уме­ет пере­да­вать звук. А мы все его пре­крас­но слы­шим, хотя про­сто смот­рим на холст. Навер­ня­ка, в тот пери­од сво­ей жиз­ни Эдвард Мунк пере­жил силь­ней­шее эмо­ци­о­наль­ное потря­се­ние, его внут­рен­ний мир про­сто кри­чал, что, соб­ствен­но, он и пере­нёс в образ цен­траль­ной фигуры. 

А ещё один сек­рет тро­га­тель­но­сти и глу­би­ны кар­ти­ны в том, что даже близ­кие дру­зья авто­ра не заме­ча­ли его состо­я­ние. Пред­ставь­те, что эта кар­ти­на — ваше внут­рен­нее состо­я­ние. Како­во быть про­игно­ри­ро­ван­ным и замкну­тым в одном состо­я­нии? Ужас­но! Поэто­му про­из­ве­де­ние и цеп­ля­ет каж­до­го из нас, слиш­ком уж оно жизненное. 

.

Если вы дума­ли, что на этом тай­ны кар­тин Лео­нар­до да Вин­чи «Мона Лиза» и дру­гих вели­ких худож­ни­ков рас­кры­та, вы глу­бо­ко оши­ба­е­тесь. Мы рас­ска­за­ли лишь о том, в чём тай­на при­тя­га­тель­но­сти имен­но этих про­из­ве­де­ний. Но мно­же­ство неиз­вест­но­го ещё скры­то. Воз­мож­но, даже выбран­ные оттен­ки несут опре­де­лён­ный глу­бо­кий смысл, но тут уже необ­хо­ди­мо рас­смат­ри­вать осо­бен­но­сти жиз­ни каж­до­го худож­ни­ка. Его состо­я­ние, мыс­ли и желания.

.

Еще боль­ше инте­рес­ных мате­ри­а­лов в теле­грамм-груп­пе «Непо­знан­ное».