Космология буддизма. Три мира буддизма

Материал редакции

Облик кос­мо­ло­гии буддизма 

Само­раз­ви­тие — важ­ней­шая дея­тель­ность в жиз­ни чело­ве­ка. Но при этом не менее важ­но и пони­ма­ние тем пере­рож­де­ния, место­пре­бы­ва­ния и миро­зда­ния в целом. Как раз-таки они и объ­еди­ня­ют­ся в целую систе­му, кото­рую назы­ва­ют кос­мо­ло­ги­ей буд­диз­ма. В ста­тье мы подроб­нее раз­бе­рём, как кос­мо­ло­гия буд­диз­ма свя­за­на с раз­ви­ти­ем чело­ве­че­ской духов­но­сти, для чего необ­хо­ди­мы её зна­ния и как могут помочь чело­ве­ку в даль­ней­шем. 

.

Космология буддизма. Что это? Для чего нужна

.

Пер­вое, с чего важ­но начать, с того, что кос­мо­ло­гия буд­диз­ма явля­ет­ся осо­бой систе­мой пред­став­ле­ний и зна­ний о миро­зда­нии, мир­ских пере­рож­де­ни­ях и местах пре­бы­ва­ни­ях, о раз­ви­тии Все­лен­ной по всем извест­ным кано­нам. Эта систе­ма слу­жит ори­ен­ти­ром и может даже являть­ся кар­той для тех людей, кото­рых инте­ре­су­ет их ста­нов­ле­ние в каче­стве про­свет­лён­но­го. Для тех, кто хочет обре­сти своё истин­ное, не физи­че­ское «Я».

Кос­мо­ло­гия буд­диз­ма раз­де­ля­ет­ся на несколь­ко услов­ных частей: на про­стран­ствен­ную и вре­мен­ную. Про­стран­ствен­ная опи­сы­ва­ет уров­ни, на кото­рых пре­бы­ва­ют и суще­ству­ют тела. Вре­мен­ная опи­сы­ва­ет пери­о­ды воз­рож­де­ния и паде­ния миров. Да, имен­но пери­о­ды, кос­мо­ло­гия буд­диз­ма гово­рит нам о цик­лич­но­сти, кото­рую мы встре­ча­ем не толь­ко в физи­че­ском мире, но и на энергетическом. 

Для чего же всё-таки нуж­на кос­мо­ло­гия буд­диз­ма? Она рас­смат­ри­ва­ет духов­ную сто­ро­ну суще­ство­ва­ния каж­до­го мира и его жите­лей, а зача­стую мате­ри­аль­ное в зна­ни­ях и пред­став­ле­ни­ях и вовсе отсут­ству­ет. Так вот, она нуж­на для того, что­бы мы поня­ли как дей­ство­вать и к чему стремиться. 

Кос­мо­ло­гия буд­диз­ма помо­га­ет чело­ве­ку про­дви­гать­ся в сво­ём духов­ном раз­ви­тии. Зна­ния о пере­рож­де­нии, напри­мер, непло­хо помо­га­ют осо­знать себя нынеш­не­го, насто­я­ще­го и понять к чему при­ве­дут поступ­ки. Ну и понять, что нас ждет даль­ше в целом, в сле­ду­ю­щей жиз­ни, в сле­ду­ю­щем облике. 

Для обык­но­вен­но­го чело­ве­ка кос­мо­ло­гия буд­диз­ма как систе­ма, нау­ка и зна­ние опре­де­лён­но точ­но пока­жет­ся слиш­ком слож­ной и запу­тан­ной темой. Одна­ко не так всё пло­хо, ведь кос­мо­ло­гия как любая систе­ма име­ет кон­крет­ную иерар­хию и облик, струк­ту­ру, кото­рая поз­во­ля­ет разо­брать­ся в ней и её направлениях. 

По сути сво­ей эта иерар­хия пока­зы­ва­ет чело­ве­ку путь, кото­рый ему пред­сто­ит прой­ти, если он хочет достиг­нуть про­свет­ле­ния и объ­еди­нить­ся духов­но с Все­лен­ским нут­ром. Для тех, кому слож­но раз­би­рать­ся или ори­ен­ти­ро­вать­ся в тер­ми­нах буд­диз­ма, в кос­мо­ло­гии всё изоб­ра­же­но нагляд­но. Каж­дый уро­вень, каж­дый слой и его зна­чи­мость в мире. Даже непод­го­тов­лен­ный чело­век через обра­зы смо­жет понять, что на каж­дом после­ду­ю­щем уровне он воз­рас­та­ет духов­но и значимо. 

Кос­мо­ло­гия буд­диз­ма опре­де­ля­ет осо­бые пра­ви­ла, запо­ве­ди, кото­рым дол­жен сле­до­вать каж­дый дух (чело­век), жела­ю­щий перей­ти на более выс­ший уро­вень само­со­зна­ния. К ним при­ня­то отно­сить сле­ду­ю­щие правила:

    • Воз­дер­жи­вай­ся от наси­лия. Дан­ное пра­ви­ло каса­ет­ся любо­го наси­лия: убий­ства живот­ных, рас­те­ний, чело­ве­ка, любо­го дыша­ще­го суще­ства. Если же убий­ство про­изо­шло, тогда луч­ше попро­сить про­ще­ния у духа умер­ше­го суще­ства. Напри­мер, если при­хо­дит­ся умерт­вить живот­ное ради пищи.
    • Не кра­ди ниче­го у окру­жа­ю­щих. Здесь речь не толь­ко о мате­ри­аль­ных вещах, но и куль­тур­ных, мораль­ных и интел­лек­ту­аль­ных. Ведь зача­стую мы даже не заду­мы­ва­ем­ся о том, как важ­но иметь непри­кос­но­вен­ность таких ценностей. 
    • Будь цело­муд­рен­ным. Пра­ви­ло рас­про­стра­ня­ет­ся на физи­че­ские стра­сти, кото­рым могут под­да­вать­ся в боль­шей сте­пе­ни имен­но люди. Ведь живот­ные живут на инстинк­тив­ном уровне, а люди на чувственном. 
    • Не лги. Здесь вооб­ще всё про­сто. Быть чест­ным нуж­но не толь­ко с окру­жа­ю­щи­ми, но и с самим собой, в первую оче­редь. Это помо­жет обре­сти про­свет­ле­ние гораз­до быстрее. 
    • Воз­дер­жи­вай­ся от упо­треб­ле­ния одур­ма­ни­ва­ю­щих и затме­ва­ю­щих созна­ние веществ. Алко­голь и нар­ко­ти­че­ские веще­ства, напри­мер, раз­ру­ша­ют не толь­ко физи­че­скую обо­лоч­ку, но и мораль­ную, духов­ную. Ведь вся­кая зави­си­мость — вред для наше­го истин­но­го Эго. 
    • Помо­гай, тво­ри доб­ро для Все­лен­ной и существ, её насе­ля­ю­щих. Важ­но про­хо­дить свой зем­ной путь через доб­ро и свет, ина­че мож­но забыть о пере­хо­де на более совер­шен­ный уро­вень. Это свя­за­но с тем, что он не тер­пит пло­хо­го отно­ше­ния к кому-либо, вклю­чая себя. 

Это основ­ные пра­ви­ла, кото­рые помо­гут чело­ве­ку раз­ви­вать духов­ность с целью раз­ви­тия и пере­рож­де­ния в новый, луч­ший и выс­ший мир. 

.

Сферы и миры, которые включает космология буддизма

.

Все­лен­ная, как и весь тот путь, кото­рый чело­век про­хо­дит в тече­ние сво­ей жиз­ни, состо­ит из трёх уров­ней. Три уров­ня Все­лен­ной так­же назы­ва­ют­ся сфе­ра­ми Жела­ний (или круг жиз­ни), Форм и Не-форм. 

Сфе­ра жела­ний, она же Кама­д­ха­ту, визу­аль­но может пред­став­лять­ся как коле­со Сан­са­ры в буд­диз­ме, кото­рое раз­би­ва­ет­ся на шесть под­уров­ней. Суще­ства бес­ко­неч­но пере­рож­да­ют­ся с уров­ня на уро­вень. К ним отно­сят­ся: уро­вень пре­ис­под­ней, живот­но­го мира, уро­вень голод­ных духов, мир демо­нов, людей и богов. 

Мир форм назы­ва­ет­ся Рупа­д­ха­ту, а мир не-форм Ару­па­д­ха­ту. Все­лен­ское вре­мя, в кото­ром суще­ства пере­рож­да­ют­ся и пере­хо­дят с уров­ня на уро­вень, не име­ет огра­ни­че­ний, оно цик­лич­но и посто­ян­но. В тоже вре­мя оно первоначально. 

Соглас­но зна­ни­ям, кото­рые откры­ва­ет перед нами кос­мо­ло­гия буд­диз­ма, мир не при­над­ле­жит рукам боже­ствен­но­го суще­ства. Нача­ло жиз­ни каж­дый мир берёт из энер­гии карм тех живых существ, кото­рые насе­ля­ли мир в преды­ду­щем цик­ле. Свя­за­но это с тем, что соглас­но буд­дий­ской рели­гии Бог не мог создать усло­вия стра­да­ния для живых существ, кото­рых так­же создал самостоятельно. 

.

Далее мы подроб­нее рас­ска­жем о каж­дой сфе­ре и мирах, кото­рые она включает. 

Как мы уже рас­ска­за­ли ранее, кос­мо­ло­гия буд­диз­ма раз­де­ля­ет Все­лен­ную на три основ­ные сфе­ры. Эти три сфе­ры буд­диз­ма объ­еди­не­ны назва­ни­ем «Три­ло­ка» от трёх миров буд­диз­ма, как раз-таки в пере­во­де с санскрита.

Самая верх­няя сфе­ра — мир самосознания 

Выс­шая сте­пень про­свет­ле­ния, к кото­рой чело­век может прий­ти осо­знан­но. Здесь хра­нит­ся пер­во­быт­ная пре­муд­рость, но при этом и самая глав­ная пусто­та, так как ниче­го мате­ри­аль­но­го в нём не хра­нит­ся. Этот мир невоз­мож­но уви­деть, почув­ство­вать, пред­ста­вить, ощу­тить, услы­шать. Ниче­го из того при­выч­но­го, что мы можем почув­ство­вать, в нём нет. Абсо­лют­но всё бес­ко­неч­но, тихо и глухо. 

Сред­няя сфе­ра, она же вторая

Её уже насе­ля­ют суще­ства духов­ные, дея­тель­ные, а так­же пре­об­ра­жён­ные Буд­ды. Эти суще­ства живут в состо­я­нии осо­знан­но­сти и бла­жен­ства, мате­ри­аль­ный мир их так­же не вол­ну­ет. Это все те, кто уже когда-то смог про­ра­бо­тать соб­ствен­ные иску­ше­ния и страсти. 

Сред­няя сфе­ра состо­ит из четы­рёх миров, обла­стей. Хотя совре­мен­ные спе­ци­а­ли­сты счи­та­ют, что такое раз­де­ле­ние про­изо­шло от созвез­дий: Тель­ца, Рыбы, Скор­пи­о­на и Льва, так как они соот­вет­ству­ют сто­ро­нам мате­ри­аль­но­го мира: Восто­ку, Югу, Запа­ду и Севе­ру соответственно. 

Суще­ства попа­да­ют в сред­нюю сфе­ру после того, как могут научить­ся тво­рить доб­рые дела в низ­шем, орга­ни­че­ском мире. Кста­ти, имен­но сред­няя сфе­ра име­ет неис­чис­ли­мое коли­че­ство уровней. 

Самая ниж­няя сфе­ра — низ­ший мир. Она же Кама­д­ха­ту. Она же — коле­со Сан­са­ры в буддизме

Его уже, наобо­рот, насе­ля­ют духи, кото­рые полу­чи­ли мате­ри­аль­ный облик или полу­ма­те­ри­аль­ный. То есть в кру­ге жиз­ни оби­та­ют не толь­ко люди и живот­ные, но и раз­лич­ная «нечисть», кото­рую мож­но встре­тить на стра­ни­цах мифо­ло­гии. Как раз ниж­няя сфе­ра носит назва­ние «Сан­са­ра» и здесь посто­ян­но про­ис­хо­дит про­ти­во­сто­я­ние духа и материи. 

Гово­ря о пере­рож­де­ни­ях и местах пре­бы­ва­ния духа чело­ве­ка, мож­но ска­зать, что выбрать­ся из коле­са Сан­са­ры всё же мож­но, но толь­ко при огром­ной рабо­те над собой и сво­им Эго. Толь­ко после это­го дух попа­дёт в сред­ний мир, мир бла­жен­ства, а отту­да, спу­стя какое-то вре­мя, мож­но пере­ро­дить­ся и в выс­ший мир. Сде­лать это мож­но толь­ко через объ­еди­не­ние с еди­ным Все­лен­ским центром. 

Гово­ря о мирах, сто­ит упо­мя­нуть и то, что Буд­ды, как выс­шие суще­ства, все­гда помо­га­ют жите­лям низ­ших миров. При этом, пока чело­век, напри­мер, не стал на путь истин­ный и не начал зани­мать­ся сво­им буду­щим местом пре­бы­ва­ния, Буд­да его не ста­нет осуж­дать за стра­сти или гре­хи, кото­рым тот под­да­ёт­ся. Одна­ко после того, как чело­век осо­зна­ет всю цен­ность пере­рож­де­ния, Буд­да будет помо­гать ему. 

.

..

Облик космологии буддизма

.

Кос­мо­ло­гия как систе­ма, есте­ствен­но, име­ет какое-либо образ­ное пред­став­ле­ние. Её пред­став­ля­ют в виде пере­вёр­ну­той пира­ми­ды. При­чём чем выше уро­вень само­со­зна­ния, тем она боль­ше, шире, все­объ­ем­лю­ще. А к низу она сужа­ет­ся. Соот­вет­ствен­но, пира­ми­да нисходящая. 

То же самое мож­но рас­смот­реть и на при­ме­ре звёзд. Вы заме­ча­ли когда-нибудь, что звёз­ды, рас­по­ло­жен­ные даль­ше от Зем­ли, в разы боль­ше, чем она сама? 

Уро­вень духов, мате­ри­а­ли­зо­ван­ных в нас, людях, самый низ­кий сре­ди всех осталь­ных «сло­ёв» пира­ми­ды. Это может сви­де­тель­ство­вать о том, что нам слож­нее все­го пере­жить и про­ра­бо­тать свои соблаз­ны, уста­нов­ки и, при этом, удер­жи­вать­ся от стра­стей. Мы самые под­да­ва­е­мые и соблазнительные. 

Это напря­мую свя­за­но с тем, что мы живём не толь­ко инстинк­та­ми, как живот­ные, напри­мер. На нас вли­я­ет ещё и обста­нов­ка в обще­стве, окру­жа­ю­щий нас мир и усло­вия, кото­рые он дик­ту­ет нам. Как гово­рит­ся, «трен­ды» всё боль­ше погло­ща­ют нашу спо­соб­ность выбрать­ся из круга. 

.

Взаимосвязь человека и Вселенной

.

Чело­век, так или ина­че, явля­ет­ся частью Все­лен­ной. Это под­твер­жда­ет нали­чие в нас духа как частич­ки Мира. А дух, как мы зна­ем, — это и есть Все­лен­ная. Соот­вет­ствен­но, чело­век и Все­лен­ная тес­но свя­за­ны меж­ду собой. Осо­бен­но хоро­шо это мож­но про­сле­дить на поступ­ках чело­ве­ка и их послед­стви­ях в окру­жа­ю­щем мире. 

В сво­ей зем­ной, орга­ни­че­ской жиз­ни чело­век копит огром­ное и даже непо­мер­ное коли­че­ство неве­же­ства и гре­хов по отно­ше­нию к себе, к близ­ким, к окру­жа­ю­щим. Так вот это сокра­ща­ет не толь­ко его соб­ствен­ную жизнь из-за нару­ше­ния энер­ге­ти­че­ско­го обме­на, но и Все­лен­ная начи­на­ет при­хо­дить в состо­я­ние упадка.

Всё вокруг неве­же­ствен­но­го и греш­но­го чело­ве­ка ста­но­вит­ся таким же, буд­то бы сама Все­лен­ная гово­рит ему: «При­смот­рись, тебя окру­жа­ет то, что ты есть». 

.

Кос­мо­ло­гия буд­диз­ма — это про наше буду­щее. Её зна­ния пря­мо кри­чат нам оду­мать­ся, ведь то, как мы посту­па­ем в насто­я­щей, нынеш­ней жиз­ни, напря­мую будет отра­же­но в нашем после­ду­ю­щем месте пре­бы­ва­ния. Кста­ти, пони­ма­ние трех миров буд­диз­ма осо­бен­но силь­но помо­га­ет при обра­ще­нии к меди­та­тив­ным прак­ти­кам и дру­гим спо­со­бам раз­ви­тия духов­но­го здоровья. 

.

Еще боль­ше инте­рес­ных мате­ри­а­лов в теле­грамм-груп­пе «Непо­знан­ное».