«Скажи мне – и я забуду,
покажи мне – и я не смогу запомнить,
привлеки меня к участию – и я пойму»
Мудрость индейцев
Шаманские путешествия или шаманские погружения – это трансовая психотехника, одно из направлений в трансперсональной психологии, наряду с холотропным дыханием и ребёфингом. Техника, в которой через определенный способ дыхания человек попадает в расширенное состояние сознания или в измененное состояние сознания (ИСС).
Шаманы всего мира (Алтая, Сибири, Якутии, Байкала и Ольхона, Североамериканские и Африканские, и др.) до сих пор используют свои знания и технологии, веками наработанные, для исцеления Тела, Души и Духа человека. Шаманизм – древнейшая целительская традиция человечества.
И скорее всего, психологи переняли часть этих древних знаний у шаманов, и создали из них психологические техники, помогающие исцелять психику человека, исследовать и познавать глубины бессознательного, извлекая из хранилищ памяти невероятные воспоминания Души об имеющихся у нее опытах. Научились, опираясь на опыт прошлого, выстраивать настоящее в «лучшей версии себя», осознанно моделируя своё будущее «в лучший коридор судьбы», становясь Со-Творцом своей реальности.
Сейчас нейропсихологи и нейрофизиологи знают, что для развития и активации структур головного мозга необходимы ритм, такт и пластика. Поэтому шаманы используют звуки – бубны, дудки, раковины, колокольчики, песни (икоросы), свистульки и др. Также применяются окуривания, дым, запахи и пр. Все эти вспомогательные атрибуты помогают быстрее человеку сонастроиться с альфа-ритмом, поймать свой такт, и тогда мозг становиться более пластичным.
Таким образом, быстрее образуются новые нейронные связи через активацию всех модальностей головного мозга (слуховую, тактильную, обонятельную и др.). А визуальная модальность, которая у 70% людей ведущая, начинает раскрываться во внутренней реальности, проявляя образы в тонкоматериальной области.
Так начинает простраиваться «мост» между сознательным и бессознательным в психике человека, между видимым проявленным и невидимыми глубинными слоями памяти. Между травмирующими моментами прошлого, где была «расколота психика» или оставлена «частичка души» с реальными ситуациями нынешней жизни, которые могут напоминать о неприятных моментах, вытесненных в глубины бессознательного «до востребования».
Такую связь «мост» человек может видеть, когда пробуждается ото сна, и в его сознательную область проникает воспоминание о том, что он видел во сне. Происходит анализ увиденных образов и картинок, человек учиться расшифровывать послания бессознательного, переводить метафору внутренней реальности в обыденную жизнь.
Известно, что некоторые психологи и психиатры, основавшие отдельные направления в психологическом поле, обращались к опыту и практике шаманизма.
Станислав Гроф – врач-психотерапевт, один из ведущих специалистов трансперсонального подхода изучал шаманизм и привнес в практику шаманский опыт вхождения в расширенное состояние сознания (ИСС).
Арнольд Минделл – создатель процессуально-ориентированного психотерапевтического подхода также использует в своей работе шаманские практики.
Когда рассматривается структура психики в трансперсональной психологии с позиции психосинтеза Р.Ассаджиоли или аналитической психологии К.Г.Юнга, то прослеживается прямая аналогия со структурой миров в шаманском мире.
Майкл Харнер – антрополог, который обнаружил, что практика шаманских путешествий существует во всех культурах на протяжении всей человеческой истории. М.Харнер адаптировал практику шаманских путешествий к реалиям западного мира, и описал путь «городского шамана», введя термин «базовый шаманизм».
«Городской шаманизм» – это термин, который обозначает базовые шаманские техники, используемые не шаманами, а всеми желающими для собственного развития и исцеления. Критериями «городского шаманизма» являются следующие принципы: путь выбирается добровольно; отклик получить опыт шаманского погружения в городских условиях ощущается как «внутренний зов»; постепенный личный и духовный рост; шаманские путешествия – это не религия и философия, поэтому не мешает другим аспектам жизни и др.
Встать на путь шаманизма, ведущий к глубокой духовной целостности, позволяющий укрепить психическое и физическое здоровье, можно с помощью простых методов и физических упражнений, меняющих состояние сознания или смещающих «точку сборки».
Шаманские путешествия – это изучение и практика связи с коллективным бессознательным, а путь городского шамана предполагает использование древних знаний для саморазвития и самоисцеления.
Человек, практикующий медитации, трансовые состояния, дыхательные сессии, регрессии, различные духовные техники, йогу и т.д., легко осознанно попадает в измененные состояния сознания, и прекрасно знает об одновременном существовании нескольких реальностей (измерений).
Шаманские путешествия в психологии – это:
- четко структурированная с психологической точки зрения методика
- экологично выверенная, имеющая алгоритмы переработки полученной в трансах информации
- позволяющая соприкоснуться с дружественными помогающими энергиями на всех уровнях бессознательного и во всех мерностях пространства
- познакомиться с внутренними Помощниками, Духовными Учителями, Высшим Я
- слышать свой внутренний отклик с ответами на вопросы о задачах Души или Предназначении
- получить творческий ресурс для внутренних и внешних изменений
- импульс для реализации запросов и намерений
- возможность отследить иррациональные установки ума
- освоить способы работы с собственными ограничениями, с теневыми аспектами личности
- воссоединиться с утраченными частями Души
- обрести внутреннее равновесие и целостность
- получить понимание, как интегрировать полученный опыт в свою нынешнюю жизнь.
Шаманские путешествия, погружения предназначены для самопознания, личностного и духовного роста, для самоисцеления и для работы с психологической ситуацией.
САМ-о-ПО-ЗНАН-и‑Я – это значит: «Моё Высшее Я + самостоятельно, т.е. само + вместе с Истинным Знанием», а это про Свободную Волю Души, про осознанное намерение вспомнить, соединиться, двигаться к целостности, к ресурсу, это активная жизненная позиция, которую может проявлять зрелая личность.
«Для того, чтобы услышать себя, нужны молчаливые дни»
Мудрость индейцев
Ингуран Ольга
клинический психолог, нейропсихолог
Телесно-ориентированный трансперсональный семинар «Шаманские путешествия к лучшей версии себя»