Как ученые приходят к вере в Непознанное благодаря науке

Материал редакции

Сто­ит ли посе­щать кон­фе­рен­цию «Непо­знан­ное»?

Все еще быту­ет мне­ние, что учё­ные — скеп­ти­ки, кото­рые ни в Бога не верят, ни в Выс­ший разум, ни в НЛО, вооб­ще ни во что Непо­знан­ное и сверхъ­есте­ствен­ное. А всё поче­му? Пото­му что не нахо­дят доста­точ­но осно­ва­ний для веры и при­ни­ма­ют толь­ко то, что 100% мож­но дока­зать. В сего­дняш­ней ста­тье мы рас­ска­жем о новой тен­ден­ции. О том, как и поче­му учё­ные начи­на­ют верить в Непо­знан­ное бла­го­да­ря нау­ке и её осо­бен­но­стям, о том, какое место зани­ма­ет вера в науке. 

.

Почему учёные не верят в Непознанное? Проблема чрезмерной рациональности

.

Веро­ят­но, про­бле­ма в излиш­ней раци­о­наль­но­сти. Зако­ре­не­лые скеп­ти­ки при­вык­ли дове­рять исклю­чи­тель­но фак­там, а полу­чить досто­вер­ные фак­ты в этом вопро­се — дело непро­стое. Если, конеч­но, не учи­ты­вать ситу­а­ции, когда пара­нор­маль­ные явле­ния сей­час мож­но объ­яс­нить, напри­мер, изме­не­ни­ем маг­нит­но­го фона. 

Отсю­да и воз­ни­ка­ет про­бле­ма излиш­ней раци­о­наль­но­сти, а зна­чит появ­ля­ет­ся ещё одно рас­хож­де­ние во мне­ни­ях. Ведь учё­ные, кото­рые не верят в суще­ство­ва­ние Непо­знан­но­го, не могут рас­смат­ри­вать при­ро­ду цели­ком. Это то же самое, что игно­ри­ро­вать харак­тер чело­ве­ка, инте­ре­су­ясь исклю­чи­тель­но его внешностью.

Ведь при­ро­да мно­го­слой­ная, мно­го­сто­рон­няя, поэто­му важ­но учи­ты­вать не толь­ко науч­ную сто­ро­ну вопро­са, но и фило­соф­скую, напри­мер, или же рели­ги­оз­ную. Рас­смат­ри­вать объ­ект наблю­де­ния важ­но имен­но систем­но, боль­шин­ство совре­мен­ных учё­ных это понимает. 

Если же рас­смат­ри­вать ситу­а­цию, когда учё­ные скеп­ти­че­ски отно­сят­ся к раз­но­го рода ано­маль­ным и пара­нор­маль­ным явле­ни­ям с раз­ных аспек­тов, тогда все­го мож­но выде­лить три таких аспекта. 

Раз­ни­ца в мышлении

Нау­ка и вера в Бога, в дру­гие циви­ли­за­ции, в НЛО отли­ча­ют­ся не толь­ко по сути сво­их иссле­до­ва­ний, но и по под­хо­ду к этим иссле­до­ва­ни­ям. Нау­ка опи­ра­ет­ся исклю­чи­тель­но на полу­чен­ные фак­ты, резуль­та­ты экс­пе­ри­мен­тов, ста­ти­сти­ку и дру­гие зафик­си­ро­ван­ные дан­ные, кото­рые уда­лось полу­чить в ходе иссле­до­ва­ний. Так­же нау­ка при­дер­жи­ва­ет­ся прин­ци­па объ­ек­тив­но­сти при про­ве­де­нии экс­пе­ри­мен­та, неза­ви­си­мо­сти при обсуж­де­нии полу­чен­ных резуль­та­тов и пол­ней­шей раци­о­наль­но­сти в выводах. 

Есте­ствен­но, при таком под­хо­де учё­ные пол­но­стью погру­жа­ют­ся в «быто­ву­ху» и о Выс­ших силах или Непо­знан­ном уже не оста­ёт­ся вре­ме­ни думать. Они заня­ты фактами.

Что каса­ет­ся веры во что-либо, то она под­ра­зу­ме­ва­ет сле­до­ва­ние двум прин­ци­пам: дове­рие и послу­ша­ние. Дан­ные прин­ци­пы невоз­мож­но под­твер­дить или заве­рить фак­та­ми, соот­вет­ствен­но спе­ци­а­ли­сты часто отбра­сы­ва­ют инфор­ма­цию Непо­знан­но­го в сво­ей деятельности. 

Раз­ни­ца в обла­стях изучения

Ещё одна при­чи­на, по кото­рой учё­ные избе­га­ют, не верят или ста­ра­ют­ся не верить в суще­ство­ва­ние поту­сто­рон­не­го, Непо­знан­но­го, заклю­ча­ет­ся в огра­ни­чен­но­сти самой обла­сти изу­че­ния. В науч­ной сре­де, что­бы добить­ся резуль­та­та в опре­де­лён­ном направ­ле­нии, необ­хо­ди­мо исклю­чать всё, что не отно­сит­ся «к делу». Соот­вет­ствен­но и всё нера­ци­о­наль­ное и не под­твер­ждён­ное фак­та­ми тоже. Для таких зацик­лен­ных учё­ных всё, что они не изу­ча­ют — лиш­няя инфор­ма­ция, кото­рая их толь­ко отвлекает. 

Эмпи­ризм

Спе­ци­а­ли­сты в науч­ной сфе­ре раз­де­ля­ют­ся на два лаге­ря: при­вер­жен­цев тех­ни­че­ских или гума­ни­тар­ных наук. И учё­ные, кото­рые зани­ма­ют­ся гума­ни­тар­ны­ми нау­ка­ми, боль­ше погру­же­ны в рели­гию и Непо­знан­ное, они верят в ано­ма­лии и про­ис­хо­дя­щие пара­нор­маль­ные явле­ния. Свя­за­но это с тем, что гума­ни­тар­ные нау­ки более «чело­веч­ные», они иссле­ду­ют соци­ум, обще­ство и ста­нов­ле­ние чело­ве­ка в нём. Про­ис­хо­дя­щие собы­тия с людь­ми на всех уров­нях от физи­че­ско­го до духовного. 

А вот тех­ни­че­ские нау­ки тре­бу­ют сухих и жёст­ких фак­тов, поэто­му веру­ю­щих учё­ных из этой обла­сти гораз­до мень­ше. Они не рас­пы­ля­ют­ся на что-то им неиз­вест­ное, спо­соб­ны опе­ри­ро­вать исклю­чи­тель­но зафик­си­ро­ван­ны­ми, зна­ко­мы­ми всем, данными. 

Аспек­ты, кото­рые мы пере­чис­ли­ли выше, под­твер­жда­ют суще­ство­ва­ние про­бле­мы излиш­ней раци­о­наль­но­сти в науч­ном обще­стве. Так или ина­че всё упи­ра­ет­ся в неё. Но как же дать волю чув­ствам и эмо­ци­ям? Неуже­ли учё­ные совсем ими пре­не­бре­га­ют? Конеч­но нет! Как мы уже писа­ли ранее, с каж­дым годом всё боль­ше учё­ных начи­на­ет уве­ро­вать и в Бога, и во всё Непо­знан­ное. Нау­ка и вера в Непо­знан­ное все чаще «идут» рядом.

.

Мнение древнейших учёных о вере в Непознанное и Бога

.

В этом раз­де­ле мы хотим позна­ко­мить вас с выска­зы­ва­ни­я­ми пер­вых и самых извест­ных фило­со­фов и учё­ных, кото­рые мно­го лет назад уже заду­мы­ва­лись о вопро­сах Непо­знан­но­го, необъ­яс­ни­мо­го в науч­ной сфе­ре и в жиз­ни общества. 

    1. Сократ. Гре­че­ский фило­соф еще в своё вре­мя утвер­ждал, что Бог суще­ству­ет, а зна­чит есть место Непо­знан­но­му в нау­ке. Сре­ди его выска­зы­ва­ний мож­но встре­тить отсыл­ки к Выс­шим силам, напри­мер. Одна из его цитат: «Чем мень­ше чело­ве­ку нуж­но, тем бли­же он к богам». Здесь про­чи­ты­ва­ет­ся и смысл того, что чело­век всё же спо­со­бен когда-то сопри­кос­нуть­ся с божественным. 
    2. А вот Пла­тон и вовсе счи­тал, что «Бог есть выс­шая идея вся­че­ско­го бытия». В этом слу­чае он рас­смат­ри­вал вопрос миро­зда­ния в целом. 
    3. Декарт — фило­соф, кото­рый утвер­ждал, что «не верить в Бога — это то же самое, что и не верить в звёз­ды или соб­ствен­ное тело». То есть так­же глу­по отри­цать действительность. 
    4. Нью­то­на же удив­лял сам факт устрой­ства живых орга­низ­мов. Он не мог най­ти иную при­чи­ну тако­го про­из­ве­де­ния искус­ства как гла­за, уши, серд­це или мозг живо­го суще­ства кро­ме как, что это создал Бог. 
    5. Пас­каль, фран­цуз­ский мате­ма­тик, счи­тал, что толь­ко одно­му Богу под­власт­но исце­лить чело­ве­ка от его сла­бо­стей и нико­му более. Одна­ко и чело­век дол­жен идти навстре­чу Богу. Напри­мер, изу­чить свои сла­бо­сти и поду­мать о тех сред­ствах, кото­рые помо­гут изба­вить­ся от сла­бо­стей. Таким обра­зом, Пас­каль пред­став­лял Бога и чело­ве­ка еди­ным целым, или суще­ства­ми с силь­ней­шей духов­ной связью. 
    6. Ещё один мате­ма­тик Кеплер при­дер­жи­вал­ся мне­ния о том, что Гос­подь — это та фигу­ра в нашей чело­ве­че­ской жиз­ни, кото­рую мы обя­за­ны про­слав­лять. Имен­но через про­слав­ле­ние мы полу­ча­ем бла­га окру­жа­ю­ще­го мира и доз­во­ле­ние Бога на наше суще­ство­ва­ние и развитие. 
    7. Дар­вин, бри­тан­ский учё­ный, был убеж­дён в том, что Жизнь, в сво­ём пер­во­на­чаль­ном зна­че­нии, вдох­нул в живые суще­ства имен­но Тво­рец. На это он ука­зы­вал и в соб­ствен­ных сочинениях. 
    8. Карл Фохт хоть и был учё­ным, спе­ци­а­ли­стом-пале­он­то­ло­гом, всё же верил в то, что толь­ко Боже­ство мог­ло заду­мать устрой­ство наше­го мира таким, какое оно есть. И к это­му Боже­ству чело­век может при­бли­жать­ся на про­тя­же­нии всей жизни. 
    9. Кста­ти, Лин­ней счи­тал так­же. Он при­дер­жи­вал­ся мне­ния о том, что всё живое, да и всё, что окру­жа­ет чело­ве­ка, хра­нит на себе след созда­те­ля, Твор­ца, ина­че про­сто невоз­мож­на такая гар­мо­ния в природе.

Мне­ния и вера вели­ких пер­во­от­кры­ва­те­лей и пра­ро­ди­те­лей совре­мен­ной нау­ки поз­во­ля­ют нам сде­лать вывод, что Непо­знан­ное, с кото­рым мы стал­ки­ва­ем­ся еже­днев­но в повсе­днев­ной жиз­ни, не меша­ет науч­ным откры­ти­ям. К тому же, такие вели­кие учё­ные мог­ли сов­ме­щать и науч­ное, и абсо­лют­но НЕна­уч­ное вме­сте, веру и нау­ку в Бога, что не может не гово­рить о плю­сах тако­го все­сто­рон­не­го отно­ше­ния к кон­крет­ным ситуациям. 

.

Как наука заставляет поверить в Непознанное

.

Как бы пара­док­саль­но это не зву­ча­ло, но учё­ные при­хо­дят к вере в Непо­знан­ное не бла­го­да­ря нау­ке, а бла­го­да­ря про­бе­лам в науч­ной тео­рии. Как это рабо­та­ет? Рас­ска­жем далее.

Все учё­ные, навер­ное, долж­ны быть немно­го скеп­ти­ка­ми. С одной сто­ро­ны, это даже полез­но, ведь толь­ко обра­ще­ние к раци­о­наль­но­сти помо­га­ет подой­ти к делу с «холод­ной голо­вой», что зна­чи­тель­но сокра­ща­ет веро­ят­ность совер­шить ошиб­ку. Но как всё-таки заяд­лые скеп­ти­ки начи­на­ют верить в суще­ство­ва­ние того, что не под­твер­жде­но фактами?

Если немно­го пофи­ло­соф­ство­вать, тогда при­чи­ной веро­ва­ния учё­ных в Выс­шие силы и Непо­знан­ное может высту­пать огра­ни­чен­ность общих науч­ных зна­ний в обще­стве. Нау­ка — вещь тео­ре­ти­че­ская. Отча­сти поэто­му, если даже в тео­рии рас­смат­ри­вать вопрос воз­ник­но­ве­ния жиз­ни во Все­лен­ной, ответ полу­чить всё рав­но не полу­чит­ся. Ведь всё сто­по­рит­ся на момен­те, когда раз­ви­тие нача­лось с малей­ше­го хими­че­ско­го соеди­не­ния, а вот отку­да появи­лись две части­цы для того, что­бы соеди­нить­ся — одна сплош­ная науч­ная загад­ка. Здесь дей­стви­тель­но толь­ко и оста­ёт­ся верить в Бога, Непо­знан­ное и дру­гие силы, кото­рые игно­ри­ру­ет наука. 

Дан­ная про­бле­ма рас­про­стра­ня­ет­ся не толь­ко на вопрос воз­ник­но­ве­ния жиз­ни на Зем­ле, но и на мно­гие дру­гие, напри­мер, как вооб­ще воз­ник­ла Зем­ля? При столк­но­ве­нии энер­гий? Из чёр­ной дыры? А отку­да тогда взя­лись эти энер­гии и чёр­ные дыры? 

И с каж­дым годом учё­ные всё боль­ше «копа­ют» в дан­ном вопро­се. Они ста­ра­ют­ся изу­чить всё боль­ше аспек­тов в подоб­ных тео­ре­ти­че­ских вопро­сах, но так или ина­че стал­ки­ва­ют­ся с тупи­ком. В этот момент, веро­ят­но, каж­дый учё­ный пони­ма­ет, что здесь ответ огра­ни­чен, зато Выс­шие силы могут прий­ти на помощь и дать необ­хо­ди­мые разъ­яс­не­ния. Уче­ные заду­мы­ва­ют­ся о месте Непо­знан­но­го в науке. 

.

Учё­ным поло­же­но быть людь­ми раци­о­наль­ны­ми, осно­вы­вать­ся на фак­тах и дове­рять толь­ко тому, что видят гла­за и чув­ству­ют руки. Одна­ко, как выяс­ня­ет­ся, нау­ка сей­час не может рас­крыть все сек­ре­ты миро­зда­ния. Здесь сто­ит обра­щать­ся уже к чему-то более объ­ем­лю­ще­му и к иссле­до­ва­те­лям мира Непознанного. 

Отсю­да и появ­ля­ет­ся вера. В тот момент, когда чело­век нахо­дит отве­ты в чём-то совер­шен­но необыч­ном для себя. Это поз­во­ля­ет изме­нить свой взгляд на мир, свои прин­ци­пы и при­выч­ный спо­соб мыш­ле­ния. Нау­ка и вера в Непо­знан­ное помо­га­ют уче­ным и всем нам отве­тить на мно­гие вопросы.

.

На кон­фе­рен­ции «НЕПО­ЗНАН­НОЕ», кото­рая про­хо­дит каж­дый год, вы може­те глуб­же погру­зить­ся в мир неиз­ве­дан­но­го. Орга­ни­за­то­ры кон­фе­рен­ции, Центр «Про­буж­де­ние» и ТВ ЭКС­Т­РА при­гла­ша­ют иссле­до­ва­те­лей и учё­ных из Рос­сии и дру­гих стран, спо­соб­ствуя про­буж­де­нию созна­ния. Лек­то­ры и веду­щие мастер-клас­сов, кон­цен­три­ру­ясь в сво­их попыт­ках и экс­пе­ри­мен­тах познать мир, делят­ся сво­и­ми интри­гу­ю­щи­ми откры­ти­я­ми и дости­же­ни­я­ми со все­ми жела­ю­щи­ми. А у посе­ти­те­лей есть воз­мож­ность откры­то­го обще­ния на все инте­ре­су­ю­щие темы с людь­ми, кото­рые раз­де­ля­ют их взгля­ды на мир.

Вы може­те при­об­ре­сти запись кон­фе­рен­ции «НЕПО­ЗНАН­НОЕ 2022″, а так­же уже забро­ни­ро­вать место на кон­фе­рен­цию «НЕПО­ЗНАН­НОЕ 2023 по ран­не­му бро­ни­ро­ва­нию с 50% скидкой.

Под­пи­сы­вай­тесь на наш теле­грамм-канал – Непознанное.

العربيةEnglishFrançaisDeutschРусскийEspañol