Каждый из нас воспринимает и оценивает этот мир в рамках своего сознания. Эти рамки у всех разные, потому что они формируются под влияниями внешних информационных воздействий таких как: воспитание, обучение, образование и нахождение в конкретной среде обитания. Под влиянием этих информационных воздействий в подсознании человека формируется поведенческая матрица. Это копилка устойчивых физиологических и эмоциональных реакций на внешние раздражители. Особенность этой матрицы в том, что она срабатывает автоматически, без осмысления. Она включается при попадании человека в схожую жизненную ситуацию, которую он проживал в жизни, или даже видел в кино, по телевизору, в интернете. Эти информационные воздействия можно рассматривать, как элемент управления.
Матричное поведение свойственно всем живым организмам, оно лежит в основе формирования таких глубинных физиологических процессов как приобретенные рефлексы. По большому счету все воспитание на ранних порах развития сводится именно к формированию «правильных» рефлексов. А уже на их базе человек начинает потом строить свое жизненное поведение. Вот только все ли отдают себе отчет, что именно формирует их предпочтения и, как следствие, сделанный выбор в той или иной жизненной ситуации. Каким же образом формируются поведенческие шаблоны?
Пока не будем касаться темы наследственных программ, хотя их воздействие тоже нельзя забывать. Рассмотрим влияние социума, и в первую очередь, семьи. Человек – существо социальное, и свое поведение выстраивает, ориентируясь на реакцию окружающих. Самые первые окружающие – это те люди, которые окружают ребенка с рождения. Это могут быть как родственники, так и совершенно чужие люди. Те действия, которые они регулярно совершают в отношении ребенка, закладывают его первые поведенческие программы, которые с возрастом будут уходить вглубь, в подсознание. Самый простой пример – свободное или тугое пеленание. Это сразу закладывает опыт свободы или несвободы. Если опыт освобождения или сдавливания будет подкреплён кормлением, то программа закрепится ещё быстрее.
Дальше – больше. По мере подрастания ребенку начинают внушать правила и установки, принятые в окружающем социуме. Хорошо, если это внушение происходит без подавления личной воли человека. Но гораздо чаще происходит наоборот – волю ломают авторитарными требованиями, пренебрегая потребностями и не учитывая индивидуальную скорость восприятия ребенка.
В итоге формируется поведенческая матрица, содержащая в себе искаженные алгоритмы. Они не осознаются человеком, он использует их автоматически. И в этом вообще-то нет ничего плохого, вот только зачастую результат ожидается не тот, который соответствует этим алгоритмам действий. Это несоответствие вносит ощутимый диссонанс в ожидаемую картину мира и, как следствие, порождает у человека чувство обиды и несправедливости.
Для примера возьмём алгоритм действий «хорошая девочка». Приветствуются качества: послушание, скромность, прилежание и тщательность в работе, самоотверженность. Учителя радуются, родители гордятся. То, что этот комплекс требований был сформирован еще до новой эры, никого не волнует. Девочка получает хорошие оценки и букет неврозов после окончания школы, потому что в самостоятельной жизни требуются другие качества – самодостаточность, уверенность, умение самостоятельно принимать решения. А для них алгоритмы действий не были сформированы. Внимание – вопрос: кто или что формирует жизнь такой «хорошей девочки»?
Какие образы нам навязывают, такой и результат мы получаем. Если в подсознании сформирован образ послушного исполнителя чужих распоряжений – то нет смысла потом требовать от человека, чтобы он проявлял инициативу и настойчивость в достижении своих целей. Он и цели то ставить не привык, ибо незачем было.
Это можно сравнить с ездой на автопилоте и ручным управлением. Пользоваться автопилотом, (читай сформированными алгоритмами действий) очень удобно, но для получения жизненного опыта – бесполезно. Ручное управление (читай осознанность своей жизни) намного сложнее и может быть даже опасней, но этот опыт, знания и навыки останутся навсегда в личном багаже.
Соотнесение своих желаний со своими качествами, своих целей со своими возможностями, своих потребностей с требованиями окружающих – всё это и дает ту самую желанную осознанность жизни, к которой нас призывают как древние философы, так и современные.
Осознанно жить – намного труднее, но зато интереснее, богаче и ярче. Понимать, чем прошедший день был для тебя важен и полезен, и что ты ждёшь от дня грядущего – не так просто, как думается. Каждый находит для этого тот способ, который наиболее комфортен.
В сеансах регрессионного поиска можно найти причины образования тормозящих программ – алгоритмов, понять их смысл и избавиться от них или преобразовать. С каждым днём растёт число людей, выбравших этот метод познания себя. Помочь в этом может грамотный специалист-регрессолог.
Вместе любой путь короче.