ВЫХОД ИЗ МАТРИЦЫ

Каж­дый из нас вос­при­ни­ма­ет и оце­ни­ва­ет этот мир в рам­ках сво­е­го созна­ния. Эти рам­ки у всех раз­ные, пото­му что они фор­ми­ру­ют­ся под вли­я­ни­я­ми внеш­них инфор­ма­ци­он­ных воз­дей­ствий таких как: вос­пи­та­ние, обу­че­ние, обра­зо­ва­ние и нахож­де­ние в кон­крет­ной сре­де оби­та­ния. Под вли­я­ни­ем этих инфор­ма­ци­он­ных воз­дей­ствий в под­со­зна­нии чело­ве­ка фор­ми­ру­ет­ся пове­ден­че­ская мат­ри­ца. Это копил­ка устой­чи­вых физио­ло­ги­че­ских и эмо­ци­о­наль­ных реак­ций на внеш­ние раз­дра­жи­те­ли. Осо­бен­ность этой мат­ри­цы в том, что она сра­ба­ты­ва­ет авто­ма­ти­че­ски, без осмыс­ле­ния. Она вклю­ча­ет­ся при попа­да­нии чело­ве­ка в схо­жую жиз­нен­ную ситу­а­цию, кото­рую он про­жи­вал в жиз­ни, или даже видел в кино, по теле­ви­зо­ру, в интер­не­те. Эти инфор­ма­ци­он­ные воз­дей­ствия мож­но рас­смат­ри­вать, как эле­мент управления.

Мат­рич­ное пове­де­ние свой­ствен­но всем живым орга­низ­мам, оно лежит в осно­ве фор­ми­ро­ва­ния таких глу­бин­ных физио­ло­ги­че­ских про­цес­сов как при­об­ре­тен­ные рефлек­сы. По боль­шо­му сче­ту все вос­пи­та­ние на ран­них порах раз­ви­тия сво­дит­ся имен­но к фор­ми­ро­ва­нию «пра­виль­ных» рефлек­сов. А уже на их базе чело­век начи­на­ет потом стро­ить свое жиз­нен­ное пове­де­ние. Вот толь­ко все ли отда­ют себе отчет, что имен­но фор­ми­ру­ет их пред­по­чте­ния и, как след­ствие, сде­лан­ный выбор в той или иной жиз­нен­ной ситу­а­ции. Каким же обра­зом фор­ми­ру­ют­ся пове­ден­че­ские шаблоны?

Пока не будем касать­ся темы наслед­ствен­ных про­грамм, хотя их воз­дей­ствие тоже нель­зя забы­вать. Рас­смот­рим вли­я­ние соци­у­ма, и в первую оче­редь, семьи. Чело­век – суще­ство соци­аль­ное, и свое пове­де­ние выстра­и­ва­ет, ори­ен­ти­ру­ясь на реак­цию окру­жа­ю­щих. Самые пер­вые окру­жа­ю­щие – это те люди, кото­рые окру­жа­ют ребен­ка с рож­де­ния. Это могут быть как род­ствен­ни­ки, так и совер­шен­но чужие люди. Те дей­ствия, кото­рые они регу­ляр­но совер­ша­ют в отно­ше­нии ребен­ка, закла­ды­ва­ют его пер­вые пове­ден­че­ские про­грам­мы, кото­рые с воз­рас­том будут ухо­дить вглубь, в под­со­зна­ние. Самый про­стой при­мер – сво­бод­ное или тугое пеле­на­ние. Это сра­зу закла­ды­ва­ет опыт сво­бо­ды или несво­бо­ды. Если опыт осво­бож­де­ния или сдав­ли­ва­ния будет под­креп­лён корм­ле­ни­ем, то про­грам­ма закре­пит­ся ещё быстрее.

Даль­ше – боль­ше. По мере под­рас­та­ния ребен­ку начи­на­ют вну­шать пра­ви­ла и уста­нов­ки, при­ня­тые в окру­жа­ю­щем соци­у­ме. Хоро­шо, если это вну­ше­ние про­ис­хо­дит без подав­ле­ния лич­ной воли чело­ве­ка. Но гораз­до чаще про­ис­хо­дит наобо­рот – волю лома­ют авто­ри­тар­ны­ми тре­бо­ва­ни­я­ми, пре­не­бре­гая потреб­но­стя­ми и не учи­ты­вая инди­ви­ду­аль­ную ско­рость вос­при­я­тия ребенка.

В ито­ге фор­ми­ру­ет­ся пове­ден­че­ская мат­ри­ца, содер­жа­щая в себе иска­жен­ные алго­рит­мы. Они не осо­зна­ют­ся чело­ве­ком, он исполь­зу­ет их авто­ма­ти­че­ски. И в этом вооб­ще-то нет ниче­го пло­хо­го, вот толь­ко зача­стую резуль­тат ожи­да­ет­ся не тот, кото­рый соот­вет­ству­ет этим алго­рит­мам дей­ствий. Это несо­от­вет­ствие вно­сит ощу­ти­мый дис­со­нанс в ожи­да­е­мую кар­ти­ну мира и, как след­ствие, порож­да­ет у чело­ве­ка чув­ство оби­ды и несправедливости.

Для при­ме­ра возь­мём алго­ритм дей­ствий «хоро­шая девоч­ка». При­вет­ству­ют­ся каче­ства: послу­ша­ние, скром­ность, при­ле­жа­ние и тща­тель­ность в рабо­те, само­от­вер­жен­ность. Учи­те­ля раду­ют­ся, роди­те­ли гор­дят­ся. То, что этот ком­плекс тре­бо­ва­ний был сфор­ми­ро­ван еще до новой эры, нико­го не вол­ну­ет. Девоч­ка полу­ча­ет хоро­шие оцен­ки и букет нев­ро­зов после окон­ча­ния шко­лы, пото­му что в само­сто­я­тель­ной жиз­ни тре­бу­ют­ся дру­гие каче­ства – само­до­ста­точ­ность, уве­рен­ность, уме­ние само­сто­я­тель­но при­ни­мать реше­ния. А для них алго­рит­мы дей­ствий не были сфор­ми­ро­ва­ны. Вни­ма­ние – вопрос: кто или что фор­ми­ру­ет жизнь такой «хоро­шей девочки»?

Какие обра­зы нам навя­зы­ва­ют, такой и резуль­тат мы полу­ча­ем. Если в под­со­зна­нии сфор­ми­ро­ван образ послуш­но­го испол­ни­те­ля чужих рас­по­ря­же­ний – то нет смыс­ла потом тре­бо­вать от чело­ве­ка, что­бы он про­яв­лял ини­ци­а­ти­ву и настой­чи­вость в дости­же­нии сво­их целей. Он и цели то ста­вить не при­вык, ибо неза­чем было.

Это мож­но срав­нить с ездой на авто­пи­ло­те и руч­ным управ­ле­ни­ем. Поль­зо­вать­ся авто­пи­ло­том, (читай сфор­ми­ро­ван­ны­ми алго­рит­ма­ми дей­ствий) очень удоб­но, но для полу­че­ния жиз­нен­но­го опы­та – бес­по­лез­но. Руч­ное управ­ле­ние (читай осо­знан­ность сво­ей жиз­ни) намно­го слож­нее и может быть даже опас­ней, но этот опыт, зна­ния и навы­ки оста­нут­ся навсе­гда в лич­ном багаже.

Соот­не­се­ние сво­их жела­ний со сво­и­ми каче­ства­ми, сво­их целей со сво­и­ми воз­мож­но­стя­ми, сво­их потреб­но­стей с тре­бо­ва­ни­я­ми окру­жа­ю­щих – всё это и дает ту самую желан­ную осо­знан­ность жиз­ни, к кото­рой нас при­зы­ва­ют как древ­ние фило­со­фы, так и современные.

Осо­знан­но жить – намно­го труд­нее, но зато инте­рес­нее, бога­че и ярче. Пони­мать, чем про­шед­ший день был для тебя важен и поле­зен, и что ты ждёшь от дня гря­ду­ще­го – не так про­сто, как дума­ет­ся. Каж­дый нахо­дит для это­го тот спо­соб, кото­рый наи­бо­лее комфортен.

В сеан­сах регрес­си­он­но­го поис­ка мож­но най­ти при­чи­ны обра­зо­ва­ния тор­мо­зя­щих про­грамм – алго­рит­мов, понять их смысл и изба­вить­ся от них или пре­об­ра­зо­вать. С каж­дым днём рас­тёт чис­ло людей, выбрав­ших этот метод позна­ния себя. Помочь в этом может гра­мот­ный специалист-регрессолог.

Вме­сте любой путь короче.

Ирина Никитина
Регрессолог, психолог,
специалист диагностики Адаптометрия