Путаница чувств и магия рисунка Елены Поленовой

Материал редакции

Она жила в вол­шеб­ном мире сказки.…

Дру­зья, мно­гие из вас актив­но инте­ре­су­ет­ся тема­ти­кой о непо­знан­ных сто­ро­нах сна и сно­ви­де­ний. Сего­дня на кален­да­ре 31 янва­ря, и этот день явля­ет­ся непро­стым. Имен­но в этот день Дмит­рий Мен­де­ле­ев защи­тил док­тор­скую дис­сер­та­цию «О соеди­не­нии спир­та с водой». Это день рож­де­ния про­стой рус­ской вод­ки, при­чем же тут сны? – ска­же­те вы. А мы хотим рас­смот­реть этот день не как повод для того, что­бы под­нять тост, за люби­мый спир­то­со­дер­жа­щий напи­ток, а для того, что­бы пого­во­рить с вами о гени­аль­ные иде­ях, при­шед­ших во сне сво­им авто­рам, и откры­ва­те­лям. Кро­ме всем извест­но­го Мен­де­ле­е­ва, кото­ро­му, кста­ти, его таб­ли­ца тоже при­сни­лась, суще­ству­ет нема­ло дру­гих не менее важ­ных и инте­рес­ных откры­тий и изоб­ре­те­ний, сде­лан­ных во сне! 

Сон — это не толь­ко вре­мя отды­ха, но и источ­ник вдох­но­ве­ния. Во вре­мя сна, когда ваше тело спит и наби­ра­ет­ся сил, ваш мозг про­дол­жа­ет рабо­тать, пере­ра­ба­ты­вая инфор­ма­цию и гене­ри­руя идеи. Твор­че­ские люди часто нахо­дят сюже­ты для сво­их про­из­ве­де­ний имен­но во снах. Так, напри­мер, Дан­те уви­дел сюжет «Боже­ствен­ной коме­дии», а Гете — вто­рой части «Фау­ста» во сне. Даже Вик­тор Гюго рас­ска­зы­вал, что стро­ки его сти­хо­тво­ре­ний при­хо­ди­ли к нему по ночам. Такое слу­ча­лось и с  Саль­ва­до­ром Дали, Робер­том Сти­вен­со­ном, Сти­ве­ном Кин­гом, Полом Мак­Карт­ни, Джейм­сом Кэме­ро­ном и другими.
Твор­че­ские замыс­лы при­хо­дят во снах и неко­то­рым худож­ни­кам. По сло­вам Саль­ва­до­ра Дали, кар­ти­на «Посто­ян­ство памя­ти» – это вопло­ще­ние на хол­сте его сна. Рафа­э­лю при­снил­ся образ зна­ме­ни­той Мадон­ны. Ска­зоч­ные сюже­ты часто сни­лись рус­ской худож­ни­це Елене Поле­но­вой – сест­ре извест­но­го живо­пис­ца Васи­лия Поле­но­ва. И сего­дня мы подроб­нее рас­ска­жем вам об этой уди­ви­тель­ной худож­ни­це и о чудес­ных осо­бен­но­стях ее таланта. 

Источ­ни­ком вдох­но­ве­ния Поле­но­вой ста­ли рус­ские сказ­ки. Она пер­вая заме­ти­ла, что рус­ское дво­рян­ство вос­пи­ты­ва­ет сво­их детей на немец­ких и англий­ских сказ­ках, но не на рус­ских, что ее очень огор­ча­ло. Тогда она нача­ла рисо­вать иллю­стра­ции к рус­ским сказ­кам. Это уже потом были не менее извест­ные худож­ни­ки иллю­стра­то­ры И.Я. Били­бин, М.В. Добу­жин­ский и Б.В. Зво­ры­кин, во мно­гом повто­ря­ю­щие ее находки. 

Поле­но­ва иллю­стри­ро­ва­ла такие извест­ные рус­ские сказ­ки, как «Мороз­ко», «Кот и лиса», «Вой­на гри­бов», «Белая уточ­ка», «Волк и лиса», «Избуш­ка на курьих нож­ках». В кон­це 1880‑х годов она собра­ла рус­ские сказ­ки и пого­вор­ки со сво­и­ми иллю­стра­ци­я­ми в отдель­ную книж­ку. Орна­мен­ты Еле­на рисо­ва­ла стре­ми­тель­но, при­ду­мы­ва­ла на ходу, порой бра­ла из сво­их снов. Помо­га­ли не толь­ко сны: у Еле­ны была сине­сте­зия, «пута­ни­ца чувств», и крас­ки, узо­ры для неё бук­валь­но зву­ча­ли, то есть — изда­ва­ли зву­ки, спле­та­лись в мело­дии. Было и наобо­рот: слу­шая музы­ку, Поле­но­ва виде­ла орна­мен­ты и спе­ши­ла их запечатлеть.

Люби­те­лям рус­ско­го искус­ства Еле­на Дмит­ри­ев­на извест­на как после­до­ва­тель­ни­ца Вик­то­ра Вас­не­цо­ва, сто­яв­шая у исто­ков рус­ско­го нео­ро­ман­ти­че­ско­го сти­ля. Но к самой себе, в свой сокро­вен­ный внут­рен­ний мир, она про­ры­ва­лась мучи­тель­но долго.

Когда Елене было два­дцать семь лет, она реши­ла вый­ти замуж по боль­шой люб­ви за моло­до­го вра­ча Шкля­ров­ско­го, с кото­рым они позна­ко­ми­лась, рабо­тая в гос­пи­та­ле во вре­мя рус­ско-турец­кой вой­ны. Любовь ока­за­лась настоль­ко креп­кой и вза­им­ной, что моло­дые ста­ли пла­ни­ро­вать сва­дьбу, про­тив кото­рой кате­го­ри­че­ски ока­за­лись роди­те­ли девуш­ки и сде­ла­ли все, что­бы эта сва­дьба не состо­я­лась. «Кто он такой, что­бы пре­тен­до­вать на их дочь? Они — дво­ряне, он — меща­нин. Их Еле­на — гений, а он — про­вин­ци­аль­ный док­то­риш­ка….» Эта исто­рия выби­ла Еле­ну Поле­но­ву из жиз­ни на дол­гих пять лет. Она ста­ла замкну­той, нерв­ной, раз­дра­жи­тель­ной, нали­цо были все при­зна­ки пси­хи­че­ско­го заболевания.

Из тупи­ка худож­ни­цу вывел брат, уже извест­ный к тому вре­ме­ни худож­ник Васи­лий Поле­нов, при­гла­сив­ший ее к себе в Моск­ву. Здесь Еле­на попа­ла в чудес­ный мир энту­зи­а­стов и подвиж­ни­ков все­го рус­ско­го, кото­рых объ­еди­нил купец Сав­ва Мамон­тов, извест­ный меце­нат, искренне любив­ший театр, музы­ку, исто­рию и все что свя­за­но с народ­ным твор­че­ством. Он постро­ил в сво­ем име­нии Абрам­це­во насто­я­щий горо­док искус­ства. Здесь все кипе­ло, здесь невоз­мож­но было не рисо­вать, не писать, не музи­ци­ро­вать. Здесь Поле­но­ва подру­жи­лась с женой Мамон­то­ва, с кото­рой она езди­ла в этно­гра­фи­че­ские экс­пе­ди­ции, соби­ра­ла и зари­со­вы­ва­ла образ­цы рус­ско­го народ­но­го визу­аль­но­го твор­че­ства. В Абрам­це­во так­же была откры­та сто­ляр­ная мастер­ская, где по эски­зам Поле­но­вой созда­ва­лась поис­ти­не ска­зоч­ная мебель. Она и сей­час смот­рит­ся так, как буд­то сошла со стра­ниц люби­мых ска­зок, а по ее эски­зам до сих пор про­дол­жа­ют делать ска­зоч­ную мебель рус­ские умельцы. 

К сожа­ле­нию, через три­на­дцать лет актив­ной твор­че­ской жиз­ни с ней слу­чи­лось про­ис­ше­ствие, став­шее фаталь­ным: в 1896 году в воз­расте соро­ка шести лет она попа­ла в дорож­ную ава­рию. Эки­паж с ней пере­вер­нул­ся, худож­ни­ца силь­но уда­ри­лась голо­вой о мосто­вую, полу­чив тяже­лей­шую череп­но-моз­го­вую трав­му. Поле­но­ва с дет­ства стра­да­ла голов­ны­ми боля­ми, воз­мож­но у нее были про­бле­мы с сосу­да­ми, но после той тра­ги­че­ской исто­рии боли ста­ли почти непереносимыми.

После того слу­чая стиль Поле­но­вой посте­пен­но меня­ет­ся. Он ста­но­вит­ся более тон­ким и сверх­чув­ствен­ным, хотя и рань­ше Еле­на Дмит­ри­ев­на люби­ла таин­ствен­ность, уеди­нен­ность и мисти­ку, боль­ше соот­вет­ство­вав­шие ее душев­но­му настрою и ее пони­ма­нию рус­ской души. В необыч­ных деко­ра­тив­ных рабо­тах Поле­но­вой послед­них лет пере­ме­ша­лись сон и реаль­ность, жизнь и меч­та, кра­со­та и гар­мо­ния, став­шие ее лич­ным откро­ве­ни­ем и про­ры­вом в неве­до­мый мир сво­ей души, кото­рый невоз­мож­но было пере­дать напря­мую в ярких и живо­пис­ных фор­мах, как рань­ше. В ее послед­них рабо­тах все на полу­то­нах, полу­на­ме­ках, в полу-жесте и полу­сло­ве, при­ме­ром тому могут слу­жить ее эски­зы для деко­ра­тив­но­го пан­но по моти­вам сказ­ки о Жар-пти­це. Они явля­ют­ся образ­цом ее ново­го мисти­че­ско­го язы­ка. Здесь нет пур­пур­но-огнен­ных и сол­неч­но-ярких цве­тов, нет опре­де­лен­но­сти мифи­че­ско­го обра­за при­ня­то­го худож­ни­ка­ми ее вре­ме­ни. У Поле­но­вой Жар-пти­ца – это сущ­ность, мате­ри­а­ли­зу­ю­ща­я­ся из ноч­но­го мра­ка. Очер­та­ния мифи­че­ской пти­цы раз­мы­ты и сли­ва­ют­ся с таин­ствен­ным чудо-дере­вом, цве­ту­щим ска­зоч­ны­ми цве­та­ми. Сизые обла­ка, ноч­ной туман, яркие звез­ды созда­ют таин­ствен­но-ска­зоч­ную атмо­сфе­ру, в кото­рой рож­да­ют­ся таин­ствен­ные суще­ства. Жар-пти­ца Поле­но­вой – это вопло­ще­ние меч­ты об иных мирах, тос­ка по выс­шей гар­мо­нии, стрем­ле­ние в ска­зоч­ную стра­ну, где все сбы­ва­ет­ся и доб­ро побеж­да­ет зло. Образ ее Жар-пти­цы – это тон­кий сон худож­ни­ка, в кото­ром рож­да­ют­ся необык­но­вен­ные поэ­ти­че­ские обра­зы. Неслу­чай­но она гово­ри­ла о сво­их послед­них рабо­тах, что они все при­ви­де­лись ей во сне, оста­ва­лось толь­ко успеть их зари­со­вать, пока они не уле­ту­чи­лись и не забы­лись. Это была жизнь на цыпоч­ках, зыб­кая и на гра­ни миров, подоб­ная той, что запе­чат­ле­на в кар­тине «Зверь (Змей)», напи­сан­ной ей в послед­ние годы. Сюжет кар­ти­ны ска­зоч­ный, но в нем отра­зи­лась та реаль­ность, в кото­рой Еле­на Поле­но­ва жила: на гра­ни меж­ду жиз­нью и смер­тью, сказ­кой и былью, зме­ем, сте­ре­гу­щем ее, и дре­вом жиз­ни, с кото­ро­го она сры­ва­ет плоды.

Она умер­ла от болез­ни моз­га через два года после тра­ге­дии. Ей не было и соро­ка вось­ми лет. В 2002 году на Вагань­ков­ском клад­би­ще на месте ее пред­по­ла­га­е­мой моги­лы уста­но­ви­ли новый рез­ной крест. Место захо­ро­не­ния Еле­ны Дмит­ри­ев­ны Поле­но­вой уда­лось уста­но­вить лишь по чудом сохра­нив­шей­ся рез­ной ограде.

Если вас инте­ре­су­ет погру­же­ние в мир осо­знан­ных сно­ви­де­ний, изу­че­ние сво­их вне­те­лес­ных воз­мож­но­стей, путе­ше­ствия вне тела – мы рады пред­ло­жить вам курс прак­ти­ка ВТО, Андрея Щер­ба­ко­ва «Вне­те­лес­ный опыт»  с помо­щью систе­ма­ти­зи­ро­ван­ных уро­ков вы обу­чи­тесь регу­ляр­ным и осо­знан­ным выхо­дам созна­ния за пре­де­лы тела. Исполь­зуя мето­ды само­кон­тро­ля над изме­нён­ным состо­я­ни­ем созна­ния и раз­ра­бо­тан­ный алго­ритм дей­ствий в этом состо­я­нии, вы смо­же­те добить­ся регу­ляр­ных вне­те­лес­ных переживаний!