Друзья, многие из вас активно интересуется тематикой о непознанных сторонах сна и сновидений. Сегодня на календаре 31 января, и этот день является непростым. Именно в этот день Дмитрий Менделеев защитил докторскую диссертацию «О соединении спирта с водой». Это день рождения простой русской водки, причем же тут сны? – скажете вы. А мы хотим рассмотреть этот день не как повод для того, чтобы поднять тост, за любимый спиртосодержащий напиток, а для того, чтобы поговорить с вами о гениальные идеях, пришедших во сне своим авторам, и открывателям. Кроме всем известного Менделеева, которому, кстати, его таблица тоже приснилась, существует немало других не менее важных и интересных открытий и изобретений, сделанных во сне!
Сон — это не только время отдыха, но и источник вдохновения. Во время сна, когда ваше тело спит и набирается сил, ваш мозг продолжает работать, перерабатывая информацию и генерируя идеи. Творческие люди часто находят сюжеты для своих произведений именно во снах. Так, например, Данте увидел сюжет «Божественной комедии», а Гете — второй части «Фауста» во сне. Даже Виктор Гюго рассказывал, что строки его стихотворений приходили к нему по ночам. Такое случалось и с Сальвадором Дали, Робертом Стивенсоном, Стивеном Кингом, Полом МакКартни, Джеймсом Кэмероном и другими.
Творческие замыслы приходят во снах и некоторым художникам. По словам Сальвадора Дали, картина «Постоянство памяти» – это воплощение на холсте его сна. Рафаэлю приснился образ знаменитой Мадонны. Сказочные сюжеты часто снились русской художнице Елене Поленовой – сестре известного живописца Василия Поленова. И сегодня мы подробнее расскажем вам об этой удивительной художнице и о чудесных особенностях ее таланта.
Источником вдохновения Поленовой стали русские сказки. Она первая заметила, что русское дворянство воспитывает своих детей на немецких и английских сказках, но не на русских, что ее очень огорчало. Тогда она начала рисовать иллюстрации к русским сказкам. Это уже потом были не менее известные художники иллюстраторы И.Я. Билибин, М.В. Добужинский и Б.В. Зворыкин, во многом повторяющие ее находки.
Поленова иллюстрировала такие известные русские сказки, как «Морозко», «Кот и лиса», «Война грибов», «Белая уточка», «Волк и лиса», «Избушка на курьих ножках». В конце 1880‑х годов она собрала русские сказки и поговорки со своими иллюстрациями в отдельную книжку. Орнаменты Елена рисовала стремительно, придумывала на ходу, порой брала из своих снов. Помогали не только сны: у Елены была синестезия, «путаница чувств», и краски, узоры для неё буквально звучали, то есть — издавали звуки, сплетались в мелодии. Было и наоборот: слушая музыку, Поленова видела орнаменты и спешила их запечатлеть.
Любителям русского искусства Елена Дмитриевна известна как последовательница Виктора Васнецова, стоявшая у истоков русского неоромантического стиля. Но к самой себе, в свой сокровенный внутренний мир, она прорывалась мучительно долго.
Когда Елене было двадцать семь лет, она решила выйти замуж по большой любви за молодого врача Шкляровского, с которым они познакомилась, работая в госпитале во время русско-турецкой войны. Любовь оказалась настолько крепкой и взаимной, что молодые стали планировать свадьбу, против которой категорически оказались родители девушки и сделали все, чтобы эта свадьба не состоялась. «Кто он такой, чтобы претендовать на их дочь? Они — дворяне, он — мещанин. Их Елена — гений, а он — провинциальный докторишка….» Эта история выбила Елену Поленову из жизни на долгих пять лет. Она стала замкнутой, нервной, раздражительной, налицо были все признаки психического заболевания.
Из тупика художницу вывел брат, уже известный к тому времени художник Василий Поленов, пригласивший ее к себе в Москву. Здесь Елена попала в чудесный мир энтузиастов и подвижников всего русского, которых объединил купец Савва Мамонтов, известный меценат, искренне любивший театр, музыку, историю и все что связано с народным творчеством. Он построил в своем имении Абрамцево настоящий городок искусства. Здесь все кипело, здесь невозможно было не рисовать, не писать, не музицировать. Здесь Поленова подружилась с женой Мамонтова, с которой она ездила в этнографические экспедиции, собирала и зарисовывала образцы русского народного визуального творчества. В Абрамцево также была открыта столярная мастерская, где по эскизам Поленовой создавалась поистине сказочная мебель.
Она и сейчас смотрится так, как будто сошла со страниц любимых сказок, а по ее эскизам до сих пор продолжают делать сказочную мебель русские умельцы.
К сожалению, через тринадцать лет активной творческой жизни с ней случилось происшествие, ставшее фатальным: в 1896 году в возрасте сорока шести лет она попала в дорожную аварию. Экипаж с ней перевернулся, художница сильно ударилась головой о мостовую, получив тяжелейшую черепно-мозговую травму. Поленова с детства страдала головными болями, возможно у нее были проблемы с сосудами, но после той трагической истории боли стали почти непереносимыми.
После того случая стиль Поленовой постепенно меняется. Он становится более тонким и сверхчувственным, хотя и раньше Елена Дмитриевна любила таинственность, уединенность и мистику, больше соответствовавшие ее душевному настрою и ее пониманию русской души. В необычных декоративных работах Поленовой последних лет перемешались сон и реальность, жизнь и мечта, красота и гармония, ставшие ее личным откровением и прорывом в неведомый мир своей души, который невозможно было передать напрямую в ярких и живописных формах, как раньше. В ее последних работах все на полутонах, полунамеках, в полу-жесте и полуслове, примером тому могут служить ее эскизы для декоративного панно по мотивам сказки о Жар-птице. Они являются образцом ее нового мистического языка. Здесь нет пурпурно-огненных и солнечно-ярких цветов, нет определенности мифического образа принятого художниками ее времени. У Поленовой Жар-птица – это сущность, материализующаяся из ночного мрака. Очертания мифической птицы размыты и сливаются с таинственным чудо-деревом, цветущим сказочными цветами. Сизые облака, ночной туман, яркие звезды создают таинственно-сказочную атмосферу, в которой рождаются таинственные существа. Жар-птица Поленовой – это воплощение мечты об иных мирах, тоска по высшей гармонии, стремление в сказочную страну, где все сбывается и добро побеждает зло. Образ ее Жар-птицы – это тонкий сон художника, в котором рождаются необыкновенные поэтические образы. Неслучайно она говорила о своих последних работах, что они все привиделись ей во сне, оставалось только успеть их зарисовать, пока они не улетучились и не забылись. Это была жизнь на цыпочках, зыбкая и на грани миров, подобная той, что запечатлена в картине «Зверь (Змей)», написанной ей в последние годы. Сюжет картины сказочный, но в нем отразилась та реальность, в которой Елена Поленова жила: на грани между жизнью и смертью, сказкой и былью, змеем, стерегущем ее, и древом жизни, с которого она срывает плоды.
Она умерла от болезни мозга через два года после трагедии. Ей не было и сорока восьми лет. В 2002 году на Ваганьковском кладбище на месте ее предполагаемой могилы установили новый резной крест. Место захоронения Елены Дмитриевны Поленовой удалось установить лишь по чудом сохранившейся резной ограде.
Если вас интересует погружение в мир осознанных сновидений, изучение своих внетелесных возможностей, путешествия вне тела – мы рады предложить вам курс практика ВТО, Андрея Щербакова «Внетелесный опыт» с помощью систематизированных уроков вы обучитесь регулярным и осознанным выходам сознания за пределы тела. Используя методы самоконтроля над изменённым состоянием сознания и разработанный алгоритм действий в этом состоянии, вы сможете добиться регулярных внетелесных переживаний!