Сон как источник вдохновения

Материал редакции

Ино­гда доста­точ­но закрыть гла­за, что­бы открыть новое…

Сон как источник вдохновения: как великие идеи приходят во время ночного отдыха

Сон века­ми счи­тал­ся лишь спо­со­бом вос­ста­нов­ле­ния сил, но исто­рия пока­зы­ва­ет, что его роль в жиз­ни чело­ве­ка гораз­до глуб­же. В момен­ты, когда созна­ние отклю­ча­ет­ся, под­со­зна­ние начи­на­ет рабо­тать осо­бен­но актив­но, даря миру уди­ви­тель­ные откры­тия и твор­че­ские про­ры­вы. От таб­ли­цы Мен­де­ле­е­ва до куль­то­вых филь­мов и мело­дий — мно­гие шедев­ры роди­лись из обра­зов, уви­ден­ных авто­ра­ми во сне. Сего­дня мы рас­ска­жем, как сон стал соав­то­ром гениев.

Кошмар, ставший литературной классикой: «Франкенштейн» Мэри Шелли

Лето 1816 года вошло в исто­рию как «год без лета» из-за пепель­ных обла­ков после извер­же­ния вул­ка­на Там­бо­ра. На вил­ле лор­да Бай­ро­на в Швей­ца­рии собра­лись писа­те­ли. Что­бы как-то раз­влечь гостей, Бай­рон при­ду­мал кон­курс на сочи­не­ние страш­ных исто­рий. Мэри Шел­ли, тогда еще Мэри Годвин, дол­го не мог­ла най­ти идею, пока одна­жды ночью ей не при­снил­ся кош­мар: труп, ожив­ший под дей­стви­ем «могу­че­го дви­га­те­ля» кото­рый начал шеве­лить­ся с тяжё­лы­ми нежи­вы­ми дви­же­ни­я­ми. Проснув­шись в ужа­се, она поня­ла: если исто­рия напу­га­ла её, то ужас­нет и дру­гих. Так родил­ся зна­ме­ни­тый Фран­кен­штейн — роман, став­ший осно­вой для жан­ра науч­ной фантастики.


«Джекил и Хайд»: горячечный бред Роберта Луиса Стивенсона

В 1885 году Сти­вен­сон, стра­дав­ший от респи­ра­тор­ной инфек­ции, про­вел ночь в бре­ду. Его супру­га, опа­са­ясь за здо­ро­вье мужа, раз­бу­ди­ла его, но поче­му то писа­тель рас­сер­дил­ся на нее. Он хотел и даль­ше оста­вать­ся в этой меша­нине соб­ствен­ных мыс­лей, где уже начи­на­ла свое зарож­де­ние идея — исто­рия о чудо­ви­ще и его зер­каль­ной про­ти­во­по­лож­но­сти, джентль­мене. Три сле­ду­ю­щих дня Сти­вен­сон писал посто­ян­но, лежа в посте­ли и запол­няя «стра­ни­цу за стра­ни­цей». Позд­нее его супру­га раз­мыш­ля­ла об этом пери­о­де их жиз­ни и о том, что имен­но вдох­но­ви­ло Сти­вен­со­на на напи­са­ние «Стран­ной исто­рии док­то­ра Дже­ки­ла и мисте­ра Хай­да». Она рас­ска­за­ла, что ее супруг неза­дол­го до это­го читал ста­тью в одном науч­ном жур­на­ле о бес­со­зна­тель­ном, об устрой­стве разу­ма и о скры­тых желаниях. 


Мелодия из подсознания: «Yesterday» Пола Маккартни

Одним июнь­ским утром 1965 года Мак­карт­ни проснул­ся с мело­ди­ей в голо­ве. «Я дол­го тер­зал­ся в уто­ми­тель­ных попыт­ках напи­сать что-то подоб­ное, какую-то груст­ную пес­ню, кото­рая бы отли­ча­лась от все­го напи­сан­но­го рань­ше. Идея вер­те­лась в голо­ве, а во сне, веро­ят­но, сра­бо­та­ло под­со­зна­ние. Я проснул­ся под эту мело­дию!» – рас­ска­зы­ва­ет Пол Мак­карт­ни. Он тут же запи­сал её на фор­те­пи­а­но, опа­са­ясь, что это чужая ком­по­зи­ция. Месяц музы­кант спра­ши­вал зна­ко­мых, не узна­ют ли они мело­дию, но ответ все­гда был отри­ца­тель­ным. Так появи­лась «Yesterday» — одна из самых узна­ва­е­мых песен в исто­рии, напи­сан­ная бук­валь­но за мину­ты после пробуждения.


Сны, изменившие науку: Декарт и таблица Менделеева

В 1619 году Рене Декарт, тогда ещё моло­дой сол­дат, пере­жил три сна, кото­рые не толь­ко изме­нят жизнь 23‑х лет­не­го моло­до­го чело­ве­ка, но и опре­де­лят его место в нау­ке, и поме­ня­ют науч­ную кар­ти­ну мира: зало­жив осно­вы совре­мен­но­го науч­но­го мето­да. В пер­вом сне Декар­та выры­ва­ет из стен церк­ви силь­ней­ший вихрь и пере­но­сит в осо­бое укры­тие, непо­ко­ле­би­мое ни для како­го вет­ра. Во вто­ром сне буду­щий уче­ный сто­ит у моря в окру­же­нии вих­ря и высо­ких волн, бью­щих­ся о берег. Когда моло­дой чело­век пони­ма­ет, как устро­ен вихрь изнут­ри, вре­мя в сно­ви­де­нии оста­нав­ли­ва­ет­ся, сама мор­ская пена и обла­ка, быст­ро бегу­щие по небу, покры­ва­ют­ся некой сетью, кото­рую Декарт тща­тель­но раз­гля­ды­ва­ет и изу­ча­ет. В тре­тьем сне сол­дат чита­ет поэ­му древ­не­рим­ско­го поэта Авсо­ния. Она начи­на­ет­ся сло­ва­ми: “Какой мне сле­до­вать доро­гой жиз­ни?” Как поз­же утвер­ждал сам уче­ный, имен­но в этих трех сно­ви­де­ни­ях ему яви­лась уни­вер­саль­ная систе­ма коор­ди­нат (в после­ду­ю­щем назван­ная декар­то­вой), на кото­рой постро­е­на вся ана­ли­ти­че­ская геометрия.
А в 1869 году Дмит­рию Мен­де­ле­е­ву при­сни­лась таб­ли­ца эле­мен­тов, рас­по­ло­жен­ных по воз­рас­та­нию атом­но­го веса. Проснув­шись, он тут же запи­сал её — так роди­лась пери­о­ди­че­ская система.


Кино из снов: «Терминатор» и «Аватар» Джеймса Кэмерона

В 1980‑х Кэме­рон, тогда ещё мало­из­вест­ный режис­сёр, забо­лел во вре­мя реклам­но­го тура. В бре­ду ему при­снил­ся метал­ли­че­ский робот, выхо­дя­щий из огня. Этот образ стал осно­вой для «Тер­ми­на­то­ра». Поз­же, рабо­тая над «Ава­та­ром», он вновь обра­тил­ся к снам, что­бы создать мир Пандоры.


Сон как инженерное решение: хвост «Антея»

Совет­ский авиа­кон­струк­тор Олег Анто­нов, раз­мыш­ляя над кон­струк­ци­ей само­лё­та-гиган­та «Антей», дол­го не мог най­ти фор­му хво­сто­во­го опе­ре­ния. Реше­ние при­шло во сне: он уви­дел гото­вый чер­тёж, кото­рый сра­зу же зари­со­вал. Этот само­лёт стал одним из сим­во­лов совет­ской авиации.


В заключении: почему сон дарит нам гениальные идеи?

Совре­мен­ные иссле­до­ва­ния под­твер­жда­ют: во вре­мя REM-фазы сна мозг обра­ба­ты­ва­ет инфор­ма­цию, свя­зы­вая неоче­вид­ные фак­ты. Сво­бод­ное от цен­зу­ры созна­ния под­со­зна­ние тво­рит ассо­ци­а­ции, кото­рые днём кажут­ся неве­ро­ят­ны­ми. Воз­мож­но, имен­но поэто­му Мэри Шел­ли, Декарт и Мак­карт­ни нашли в сво­их снах то, что не мог­ли отыс­кать в реаль­но­сти. Как гово­рил Саль­ва­дор Дали, «самые цен­ные идеи при­хо­дят в полу­дрё­ме». Так сто­ит ли пре­не­бре­гать силой сна — или пора заве­сти днев­ник сновидений?

Гра­ни­ца меж­ду сном и реаль­но­стью тонь­ше, чем кажет­ся: ино­гда доста­точ­но закрыть гла­за, что­бы открыть новое.

Если вас инте­ре­су­ет погру­же­ние в мир осо­знан­ных сно­ви­де­ний, изу­че­ние сво­их вне­те­лес­ных воз­мож­но­стей, путе­ше­ствия вне тела – мы рады пред­ло­жить вам курс прак­ти­ка ВТО, Андрея Щер­ба­ко­ва «Вне­те­лес­ный опыт»  с помо­щью систе­ма­ти­зи­ро­ван­ных уро­ков вы обу­чи­тесь регу­ляр­ным и осо­знан­ным выхо­дам созна­ния за пре­де­лы тела. Исполь­зуя мето­ды само­кон­тро­ля над изме­нён­ным состо­я­ни­ем созна­ния и раз­ра­бо­тан­ный алго­ритм дей­ствий в этом состо­я­нии, вы смо­же­те добить­ся регу­ляр­ных вне­те­лес­ных переживаний!