Картины — целая наука, загадка человечества. Почему одни становятся популярными, известными во всём мире, а другие так и остаются в «тени». Зачастую даже не попадая в музеи городского уровня. От чего этого зависит? Какая тайна должна быть в картине? В чём секрет и притягательность некоторых произведений? В статье мы будем разбираться в этих вопросах на примере картины «Мона Лиза» Леонардо да Винчи.
.
Какие картины «достойны» стать достоянием общества? Критерии
.
Картин, вошедших в историю, великое множество. Однако есть те, которые обязательно всплывут в сознании при их упоминании. Их совсем немного, но они максимально значимы для современного общества. Скорее всего, такими и останутся ещё надолго. К этим картинам относятся:
-
- «Мона Лиза» — Леонардо да Винчи (1505 год);
- «Тайная вечеря» — Леонардо да Винчи (1498 год);
- «Звёздная ночь» — Винсент Ван Гог (1889 год);
- «Крик» — Эдвард Мунк (1893 год);
- «Герника» — Пабло Пикассо (1937 год);
- «Поцелуй» — Густав Климт (1908 год);
- «Девушка с жемчужной серёжкой» — Ян Вермеер (1665 год);
- «Рождение Венеры» — Сандро Боттичелли (1485 год);
- «Менины» — Диего Веласкес (1656 год);
- «Сотворение Адама» — Микеланджело (1512 год);
- «Американская готика» — Грант Вуд (1930 год);
- «Кувшинки» — Клод Моне (1926 года);
- «Постоянство памяти» — Сальвадор Дали (1931 год);
- «Троица» — Андрей Рублёв (1427 год);
- «Сикстинская мадонна» — Рафаэль Санти (1512 год);
- «Чёрный квадрат» — Казимир Малевич (1915 год);
- «Купание красного коня» — Кузьма Сергеевич Петров-Водкин (1912 год);
- «Иван Грозный убивает своего сына» — Илья Репин (1885 год);
- «Девочка на шаре» — Пабло Пикассо (1905 год);
- «Портрет А.С.Пушкина» — Орест Кипренский (1827 год).
Все эти картины объединяет несколько факторов, как минимум то, что они очень интересны и прямо притягивают взгляд каждого человека. Данные картины можно назвать глубокими, они заставляют задуматься, перенестись в ту эпоху, когда жил автор, и прочувствовать «вайб» того времени и состояние самого автора. Некоторые из них дают возможность поразмыслить над важными вопросами в жизни и задуматься о её смысле в целом.
Ещё одним критерием, который объединяет данные шедевры, является качество. Все произведения настолько детально проработаны, настолько искусны, что в них просто невозможно не влюбиться.
.
«Мона Лиза». Тайна картины Леонардо Да Винчи
.
«Мона Лиза» — верхушка, «сливки» среди произведений искусства, шедевр.
Это поистине тонкая картина, глубокая, невероятно качественная и точная. Наверное, в этом и кроется её тайна. А также в том, что её простота необычайно красива.
Хотя, есть ещё одна причина всеобщей любви по отношению к картине. Это история её создания. Доподлинно нет точных данных, кто же изображён на картине и как она создавалась. Вроде бы факты указывают на существование реальной женщины, с которой писали «Мона Лизу». Однако, есть и теория, что на картине изображён сам Леонардо в женском обличье, его «женская сторона». А эта улыбка. Ах, она прекрасна, но, возможно, что это насмешка Леонардо да Винчи в сторону классических взглядов общества. Тогда всё более, чем логично и это протест художника.
Но всё же, чем картина привлекает обывателя? А что, если всё дело в этом пронзительном взгляде прекрасной женщины, детально изображённой на картине? Согласитесь, очень игриво, но при этом смотрит она прямо в душу. Возникает чувство, будто она всеобъемлющая и от неё невозможно спрятаться. В этом и кроется загадка «Мона Лизы».
С симпатией всё понятно. Но ещё одна тайна картины «Мона Лиза» так и осталась неразгаданной. Речь идёт про секретные символы, которые спрятаны даже в глазу прекрасной Лизы. Итак, немного о расположении символов: в правом глазу располагается «LV», в левом «CE» или нечёткая «В». За самой женщиной зашифрованы числа 72 и 2, которые чуть видны и то при детальном рассмотрении.
Следующая загадка картины — фон. Очень интересно, что сам портрет сделан создателем «Мона Лизы» так, будто модель находится в помещении, абсолютно безветренном, ведь всё так плавно и гладко лежит, от волос до одеяния. Но не тут-то было. На фоне Мона Лизы развернулся целый пейзаж. Там же и мост, и какие-то горы, скалы, поля. К чему всё это? Какую смысловую нагрузку несёт природная вставка. Интересно.
А что насчёт взгляда? Да, он поистине загадочный. Глаза своей музы автор картины «Мона Лиза» написал так, что она будет смотреть на вас, куда бы вы не пошли. Эти ли не чудо? Особенно, если учесть, что картина увидела свет в 1505 году, а подобные технологии наложения красок были зафиксированы гораздо позже.
.
Тайны великих картин
.
«Тайная вечеря» — Леонардо да Винчи (1498 год)
Что же тайного есть в этом произведении искусства? Всё в картине такое тайное, что разгадывать придётся ещё нашим внукам. Расскажем о загадках.
Начнём с того, кто изображён на картине. Все апостолы, которые Леонардо запечатлел и передал нам, последователям, расположены по порядку знаков зодиака. Возможно, так и есть, но ведь непонятно, какие именно люди изображены. Всех кроме Христа, разумеется, Автор изобразил максимально андрогинно.
Вторая тайна — угол рассмотрения. Специалисты предлагают смотреть произведение искусства с расстояния аж девяти метров, а также на расстоянии около трёх с половиной метров над картиной.
Намёк на то, что Мария Магдалина была не просто любовницей Христа, а его любимой женщиной, женой. Об этом свидетельствуют контуры их тел, которые образуют букву «М», полученное слово в переводе звучит как «брак».
Важной особенностью картины является её удивительная сохранность. Когда во время Второй Мировой Войны шли боевые действия, снаряд попал в церковь, на стене которой была изображена фреска. Но! Стена с фреской стала единственной, которая уцелела и осталась нетронутой.
И всё же, на фреске написан процесс трапезы, а мы ещё ни разу не затронули вопрос пищи, которую принимали ученики вместе с Христом. Что же интересного здесь? Всё бы ничего. Даже, если не рассматривать блюда, детали сами бросаются в глаза: возле Иуды, например, стоит пустая тарелка, а солонка рассыпана. Как бы намекая нам, зрителям, что «собака зарыта» здесь, рядом с этим персонажем.
.
«Чёрный квадрат» — Казимир Малевич (1915 год)
Ну, данное произведение до сих пор будоражит умы ценителей, хотя картина исследована уже вдоль и поперёк. К нашему времени специалистам уже удалось выяснить, что под чёрным квадратом скрыты от глаз окружающих неудачные попытки написания шедевра. Но он всё же получился.
А что же всё-таки заманчивого в картине? Ну, во-первых, чёрный квадрат далеко не чёрный, а во-вторых, это не совсем квадрат. Такой мрачный цвет, напоминающий нам чёрный, на самом деле является смесью тёмно-зелёного и чёрного, с добавлением цвета жжёной кости.
Насчёт формы. Да, удивительно, но противоположные стороны не то, чтобы не равны, они даже не параллельны друг другу.
Под чёрным квадратом, как мы и сказали, спрятаны другие произведения. Так, великий Казимир Малевич перекрыл аж две картины своим знаменитым чёрным квадратом. Картины наложены слоями друг на друга – отсюда и трещины на полотне (эффект кракелюра).
Своим чёрным квадратом (хотя на самом деле их четыре) Малевич открыл целое направление и создал особую школу Супрематизма.
Самое главное: если другие мировые шедевры можно описать вне пространства, то для того, чтобы понять эту картину, её необходимо рассматривать внутри пространства, вместе с интерьером и атмосферой помещения.
.
«Крик» — Эдвард Мунк (1893 год)
Эта картина, на самом деле, может считаться самой эмоциональной из всех существующих и, наверное, существовавших.
Само произведение искусства — одна сплошная тайна. Почему она доводит людей до состояния депрессии? Как влияет на количество самоубийств? В чём ужас и дурная энергетика картины?
Первая тайна — центральная фигура. Она настолько неоднозначная, что позволяет зрителю не концентрировать своё внимание на каком-либо персонаже, а полностью вникать в суть, в само действо. Сам образ, тем не менее, остаётся загадкой, может быть это скелет или вообще эмбрион. Образ остаётся совершенно безликим, несмотря на свою детальную прорисовку.
Ну и вторая, главная тайна. Почему именно «крик»? Зачем автору передавать своему зрителю именно это ощущение. Согласитесь, картина явно умеет передавать звук. А мы все его прекрасно слышим, хотя просто смотрим на холст. Наверняка, в тот период своей жизни Эдвард Мунк пережил сильнейшее эмоциональное потрясение, его внутренний мир просто кричал, что, собственно, он и перенёс в образ центральной фигуры.
А ещё один секрет трогательности и глубины картины в том, что даже близкие друзья автора не замечали его состояние. Представьте, что эта картина — ваше внутреннее состояние. Каково быть проигнорированным и замкнутым в одном состоянии? Ужасно! Поэтому произведение и цепляет каждого из нас, слишком уж оно жизненное.
.
Если вы думали, что на этом тайны картин Леонардо да Винчи «Мона Лиза» и других великих художников раскрыта, вы глубоко ошибаетесь. Мы рассказали лишь о том, в чём тайна притягательности именно этих произведений. Но множество неизвестного ещё скрыто. Возможно, даже выбранные оттенки несут определённый глубокий смысл, но тут уже необходимо рассматривать особенности жизни каждого художника. Его состояние, мысли и желания.
.
Еще больше интересных материалов в телеграмм-группе «Непознанное».