Знаменитый художник Ван Гог. Его жизнь, картины, мистика и тайна «Звёздной ночи»

Материал редакции

Топ 6 кар­тин художника

Ван Гог — насто­я­щий тво­рец искус­ства, кото­рый не про­сто вошёл в исто­рию, а навсе­гда в ней запе­чат­лел­ся. Он пода­рил нам не про­сто про­из­ве­де­ния искус­ства, а новое направ­ле­ние дея­тель­но­сти. В чём сек­рет его успе­ха? Будем раз­би­рать­ся в сего­дняш­ней ста­тье. Мы рас­ска­жем о при­выч­ных и необыч­ных фак­тах его жиз­ни, рас­ска­жем про кар­ти­ны, осо­бен­но­сти их напи­са­ния и, конеч­но же, тай­ны, кото­рые они хра­нят в себе. 

.

История и интересные факты о жизни Ван Гога

.

Вин­сент Ван Гог — вели­чай­ший худож­ник пост­им­прес­си­о­нист. Родил­ся и вырос в Нидер­лан­дах. Вошёл в исто­рию как автор-порт­ре­тист, автор натюр­мор­тов и авто­порт­ре­тов, и, конеч­но же, пейзажей.

Родил­ся Вин­сент Ван Гог 3 мар­та в 1853 году. Про­жив 37 лет, вели­кий худож­ник умер 29 июля в 1890 году. За вре­мя сво­ей про­дук­тив­ной, твор­че­ской, хоть и непро­дол­жи­тель­ной жиз­ни, он пода­рил миру более двух тысяч кар­тин. При­чи­ной такой ран­ней смер­ти ста­ло само­убий­ство, по офи­ци­аль­ной вер­сии худож­ник застрелился. 

Осо­бен­но­сти жиз­ни и твор­че­ства зна­ме­ни­то­го худож­ни­ка Ван Гога заклю­ча­ют­ся в его эмо­ци­о­наль­но­сти, пыл­ко­сти и чув­ствен­но­сти, вме­сте с этим и в плав­но­сти. Несмот­ря на то, что худож­ник имел пси­хи­че­ские рас­строй­ства и тяжё­лое мен­таль­ное состо­я­ние, он уме­ло соче­тал их со сво­ей эмо­ци­о­наль­но­стью. Веро­ят­но, это и спо­соб­ство­ва­ло тому, что его кар­ти­ны посе­ли­лись в серд­цах мно­гих людей. Одна­ко слу­чи­лось это толь­ко после его смерти.

А ещё он был очень непо­слуш­ным ребён­ком, хоть и рос в семье пас­то­ра и был погру­жён в изу­че­ние рели­гии. Одна­ко вско­ре он отда­лил­ся от биб­лии и веры. Вин­сент Ван Гог не был осо­бо соци­а­ли­зи­ро­ван­ным под­рост­ком, а с дру­зья­ми отно­ше­ния не лади­лись. В шко­ле ему не нра­ви­лось и вооб­ще свои под­рост­ко­вые годы он вспо­ми­нал с мрач­но­стью и холодностью. 

Писать кар­ти­ны Вин­сент Ван Гог начал в 27 лет, подо­шёл к это­му делу он с осо­бым запа­лом. Худож­ник ста­рал­ся ухва­тить всё, что нахо­дит­ся вокруг него, видел мир он ина­че, чем мы, люди не твор­че­ские. Его кар­ти­ны пол­но­стью соот­вет­ство­ва­ли внут­рен­не­му мироощущению. 

Писал кар­ти­ны Ван Гог страст­но, к делу под­хо­дил с осо­бой эмо­ци­о­наль­но­стью и инте­ре­сом. Одна­ко несмот­ря на такой под­ход, обще­ство изна­чаль­но не при­зна­ва­ло задум­ки дан­но­го художника. 

Одно из пре­иму­ществ Вин­сен­та заклю­ча­лось в его само­до­ста­точ­но­сти. Он нико­гда нико­му не пытал­ся дока­зать своё пра­виль­ное виде­ние жиз­ни или взгляд на кар­ти­ны. Ван Гог был абсо­лют­но не тще­слав­ным. Един­ствен­ный чело­век, кото­ро­му он что-то пытал­ся дока­зать — был он сам. Ему про­сто нра­ви­лось зани­мать­ся тем, чем он зани­мал­ся. Это дела­ло его жизнь счастливее. 

Если гово­рить про мате­ри­аль­ное состо­я­ние вели­ко­го худож­ни­ка, мож­но ска­зать, что он не был богат, хоть и вырос в достат­ке, счи­тал себя ско­рее нищим. Опять же из-за непри­зна­ния его худо­же­ствен­ной цен­но­сти. Но спу­стя вре­мя сле­ду­ю­щее поко­ле­ние цени­те­лей всё же заин­те­ре­со­ва­лось в худо­же­ствен­ном направ­ле­нии, кото­рое открыл миру Вин­сент Ван Гог. Сей­час Ван Гог стал оли­це­тво­рять собой целую эпо­ху постимпрессионизма. 

.

Знаменитые картины Ван Гога

.

«Под­сол­ну­хи»

Кар­ти­ны из серии «Под­сол­ну­хи» мир уви­дел в 1888 году. Раз­ме­ры основ­ной кар­ти­ны, кото­рая ста­ла осо­бен­но попу­ляр­ной, состав­ля­ют 95 на 73 сан­ти­мет­ра и сей­час она нахо­дит­ся в Наци­о­наль­ной Гале­рее Лон­до­на, в Англии. 

Серия вклю­ча­ет две части кар­тин. В пер­вой серии изоб­ра­жён­ные на кар­ти­нах под­сол­ну­хи при­ни­ма­ют лежа­чее поло­же­ние. Во вто­рой же части серии кар­тин под­сол­ну­хи уже изоб­ра­же­ны в вазе букетом. 

Для серии «Под­сол­ну­хи» зна­ме­ни­тый худож­ник Ван Гог исполь­зо­вал все­го три оттен­ка жёл­то­го цве­та, а крас­ка была нало­же­на в тех­ни­ке «Импа­с­то». Это когда маз­ки созда­ют­ся осо­бен­но тол­стым сло­ем для пере­да­чи боль­шей цве­то­вой насы­щен­но­сти. Это ста­ло осо­бен­но­стью дан­ной серии картин. 

.

Авто­порт­рет Ван Гога

Дан­ную кар­ти­ну он напи­сал в 1889 году. Раз­мер само­го полот­на состав­ля­ет 65 на 64 сан­ти­мет­ра. В дан­ный момент кар­ти­на нахо­дит­ся в Музее Орсе, во Франции. 

Дан­ная кар­ти­на ста­ла послед­ним авто­порт­ре­том, кото­рый напи­сал Вин­сент в сво­ей твор­че­ской жиз­ни. Сам авто­порт­рет был создан неза­дол­го до того, как худож­ник поки­нул сте­ны пси­хи­ат­ри­че­ской лечебницы. 

Авто­порт­рет пол­но­стью отра­жа­ет нездо­ро­вое душев­ное состо­я­ние вели­ко­го худож­ни­ка, об этом сви­де­тель­ству­ет его ско­рое самоубийство. 

Если немно­го погру­зить­ся в мисти­ку, то мно­гие спе­ци­а­ли­сты, да и обы­ва­те­ли, счи­та­ют, что имен­но кар­ти­ны-авто­порт­ре­ты полу­чи­ли какую-то небы­ва­лую силу, магию, при помо­щи кото­рой дово­дят вла­дель­ца до само­убий­ства. Или же навле­ка­ют несчастья. 

.

«Едо­ки картофеля»

Вин­сент создал этот шедевр в 1885 году. Раз­ме­ры кар­ти­ны состав­ля­ют 82 на 114 сан­ти­мет­ров, в насто­я­щее вре­мя шедевр охра­ня­ет­ся сте­на­ми Музея Ван Гога, рас­по­ло­жен­но­го в Нидерландах. 

Сам худож­ник счи­тал эту кар­ти­ну сво­ей люби­ми­цей, она нра­ви­лась ему боль­ше все­го, что он когда-либо писал. Навер­ное, это было свя­за­но с тем, что ему все­гда боль­ше сим­па­ти­зи­ро­ва­ла жизнь рабо­че­го клас­са. Она была более многогранной. 

Кар­ти­на смог­ла пере­дать «нату­раль­ность» жиз­ни обык­но­вен­но­го рабо­че­го клас­са, несмот­ря на то, что все осу­ди­ли её мрач­ность и гру­бость. Ван Гог был меч­та­те­лем, он хотел, что­бы эта кар­ти­на пере­вер­ну­ла евро­пей­ское отно­ше­ние к живописи. 

.

Порт­рет «Док­то­ра Гаше»

Это про­из­ве­де­ние искус­ства Вин­сент Ван Гог открыл миру в 1890 году, кар­ти­ну он напи­сал уже после того, как поки­нул сте­ны пси­хи­ат­ри­че­ской лечеб­ни­цы. Сей­час шедевр нахо­дит­ся в част­ной коллекции. 

Порт­рет посвя­щён вра­чу-гомео­па­ту, кото­рый про­дол­жал помо­гать и уха­жи­вал за Вин­сен­том даже после того, как он поки­нул лечебницу. 

.

«Пше­нич­ное поле с воронами»

Кар­ти­на «Пше­нич­ное поле с воро­на­ми» была так­же выпу­ще­на в 1890 году. Нахо­дит­ся она в том же музее име­ни Ван Гога в Нидерландах. 

Это про­из­ве­де­ние искус­ства худож­ник напи­сал неза­дол­го до того, как покон­чил с жиз­нью само­убий­ством. Мно­гие спе­ци­а­ли­сты счи­та­ют, что изоб­ра­жён­ная на кар­тине тро­па, веду­щая в нику­да, оли­це­тво­ря­ет смысл суще­ство­ва­ния зна­ме­ни­то­го худож­ни­ка Ван Гога. Буд­то он так опи­сы­ва­ет свой путь, кото­рый при­вёл к тупику. 

Сам худож­ник под­твер­дил дан­ные выска­зы­ва­ния сво­им пись­мом. В нём он ска­зал, что эта кар­ти­на пол­но­стью транс­ли­ру­ет его внут­рен­нее оди­но­че­ство и печаль­ное настроение. 

.

Секрет и мистика картин Ван Гога

.

Один из мисти­че­ских момен­тов напи­са­ния кар­тин заклю­чал­ся в их цен­но­сти. До сих пор не поня­тен момент, что при жиз­ни худож­ни­ка его твор­че­ство не было оце­не­но, зато после кон­чи­ны кар­ти­ны Вин­сен­та ста­ли сто­ить про­сто бас­но­слов­ных денег. Их ста­ли поку­пать, пере­ку­пать, даже воро­вать для част­ных кол­лек­ций. С чем это свя­за­но — неяс­но. Но вряд ли дело в том, что про­сто поко­ле­ние сме­ни­лось и вку­сы вме­сте с ним. Мисти­ка, да и толь­ко! Отве­та на такой фено­мен до сих пор никто дать не может. 

Дру­гой сек­рет кар­тин заклю­ча­ет­ся в совер­шен­но безум­ном отра­же­нии жиз­ни. Ни для кого не сек­рет, что Вин­сент Ван Гог соче­тал в себе ни один пси­хи­ат­ри­че­ский диа­гноз. Соб­ствен­но, это и поз­во­ля­ло ему созда­вать осо­бен­ные про­из­ве­де­ния искус­ства. Осо­бен­ным в них было всё: нало­же­ние кра­сок, под­бор цве­то­вой гам­мы, настро­е­ние, кото­рое сами кар­ти­ны передавали. 

Тре­тий сек­рет кар­тин — насы­ще­ние жёл­тым цве­том. Ван Гог любил поба­ло­вать себя абсен­том, а поз­же и настой­кой, кото­рую про­пи­сы­вал леча­щий врач. В обо­их напит­ках содер­жа­лось веще­ство, спо­соб­ное вызвать гал­лю­ци­на­ции, отсю­да и появ­ле­ние цве­то­во­го иска­же­ния. Веро­ят­но, Вин­сент и прав­да видел мир жел­тее, чем он есть на самом деле. 

Сле­ду­ю­щий сек­рет — душев­ность. Хотя во вре­ме­на, когда тво­рил Вин­сент Ван Гог уже суще­ство­ва­ла фото­гра­фия, всё же он счи­тал, что кар­ти­ны — совер­шен­но дру­гое. Они пере­да­ют настро­е­ние, миро­воз­зре­ние и даже душев­ность худож­ни­ка. Он счи­тал, что толь­ко через кар­ти­ны «чита­тель» может пере­не­стись в то место, пей­заж кото­ро­го был запе­чат­лён. Толь­ко кар­ти­ны могут создать пра­виль­ный настрой. 

Ещё один сек­рет кар­тин зна­ме­ни­то­го худож­ни­ка мож­но про­чи­тать в цве­то­вом спек­тре. Навер­ное, Ван Гог стал пер­вым худож­ни­ком, кото­рый откры­то экс­пе­ри­мен­ти­ро­вал с цве­том. Имен­но он мог изоб­ра­зить на авто­порт­ре­те шап­ку сра­зу в двух цве­тах, или же сде­лать фон (сте­ну), поде­лён­ную на два оттен­ка. Да, он под­би­рал цве­та, рядом сто­я­щие в цве­то­вом круге. 

.

Тайны «Звёздной ночи»

.

А вот кар­ти­ну Вин­сен­та Ван Гога «Звёзд­ная ночь» с веро­ят­но­стью 100% зна­ет каж­дый, кто не то, что­бы инте­ре­со­вал­ся искус­ством, а про­сто не живёт в пеще­ре. Да, настоль­ко она попу­ляр­на. Кста­ти, она ещё и самая замет­ная сре­ди всей запад­ной живо­пи­си. С чем же свя­за­на такая попу­ляр­ность? Что послу­жи­ло это­му? Будем разбираться. 

Пер­вое, с чего необ­хо­ди­мо начать — имен­но «Звёзд­ную ночь» Ван Гог счи­тал сво­ей самой неудач­ной кар­ти­ной. И вот ведь иро­ния. Она ста­ла ико­ной импрессионизма. 

Гово­ря же о тай­нах, кар­ти­ну «Звёзд­ная ночь» худож­ник писал, нахо­дясь в пси­хи­ат­ри­че­ской боль­ни­це. Попал он туда после сво­е­го оче­ред­но­го кри­зис­но­го пери­о­да. В то вре­мя он чув­ство­вал, как его меч­ты рушат­ся вме­сте с дру­же­ски­ми отно­ше­ни­я­ми, кото­рые он ста­рал­ся сохра­нять с Полем Гоге­ном. Чув­ствуя себя повер­жен­ным быком на кор­ри­де, Вин­сент отре­зал моч­ку уха, что и спро­во­ци­ро­ва­ло его попа­да­ние в лечебницу. 

Ещё один инте­рес­ный факт, кото­рый мало кто зна­ет — кар­ти­на «Звёзд­ная ночь» цели­ком и пол­но­стью счи­та­ет­ся пло­дом вооб­ра­же­ния. Хотя он все­гда утвер­ждал, что кар­ти­ны долж­ны отра­жать реаль­ность и поль­зо­вать­ся вооб­ра­же­ни­ем здесь не нуж­но, всё же твор­че­ские поры­вы не поз­во­ля­ли «сидеть сло­жа руки». Во вре­мя лече­ния он не мог писать пей­за­жи, так как не поки­дал холод­ные сте­ны и видел исклю­чи­тель­но вра­чей. Он был про­сто вынуж­ден вклю­чить фан­та­зию и писать то, что хочет уви­деть. Так и появи­лась на свет кар­ти­на Вин­сен­та Ван Гога «Звёзд­ная ночь». 

Сле­ду­ю­щая тай­на каса­ет­ся раз­ме­ра звёзд. Ван Гог мог часа­ми смот­реть на звёз­ды. При виде них он начи­нал меч­тать, это дей­стви­тель­но дела­ло его счаст­ли­вым. Быть может имен­но поэто­му на его кар­тине изоб­ра­же­ны крайне неправ­до­по­доб­ные, огром­ные звёз­ды? Он хотел быть бли­же к ним, даже писал в пись­мах об этом. 

Уче­ные утвер­жда­ют, что худож­ник смог запе­чат­леть на этой кар­тине имен­но физи­че­ское явле­ние, тур­бу­лет­ность, вих­ре­вые пото­ки воз­ду­ха, кото­рое не уви­деть про­стым чело­ве­че­ским взгля­дом. Тур­бу­лент­ность обра­зу­ет вих­ре­вые пото­ки воз­ду­ха и на фото­гра­фи­ях из кос­мо­са похо­жа на спи­ра­ле­вид­ные завит­ки. Как худож­ник выра­зил то, чего не мог­ли уви­деть в 19 веке? 

Впер­вые мате­ма­ти­че­ски тур­бу­лет­ность опи­сал совет­ский уче­ный Андрей Кол­мо­го­ров толь­ко в 1941 году. Но еще за пол­ве­ка до него Ван Гог нагляд­но изоб­ра­зил вих­ре­вые пото­ки на сво­ей кар­тине «Звезд­ная ночь». Как он смог это почув­ство­вать и пере­дать? Это одна из самых нераз­га­дан­ных и непо­знан­ных тайн из мира искусства. 

Тай­на оку­ты­ва­ет и нало­же­ние крас­ки. Сама кар­ти­на цели­ком и пол­но­стью оли­це­тво­ря­ет борь­бу худож­ни­ка со сво­им пси­хи­че­ским состо­я­ни­ем. Кар­ти­на «Звёзд­ная ночь» вклю­ча­ет и раци­о­наль­ный взгляд, и ирра­ци­о­наль­ный. Точ­но так­же и с маз­ка­ми. Где-то они глад­кие, неж­ные, нане­се­ны бук­валь­но шёл­ко­вая вуаль, с дру­гой же сто­ро­ны при­сут­ству­ют и рез­кие, обры­ви­стые, гру­бые мазки. 

.

Если вы ранее не зна­ко­ми­лись с кар­ти­на­ми, да и твор­че­ством Вин­сен­та Ван Гога в целом, сей­час самое вре­мя. Поз­воль­те себе про­чув­ство­вать настро­е­ние худож­ни­ка, пере­не­си­тесь в те места, кото­рые он изоб­ра­жал на сво­их хол­стах. Дай­те волю сво­им соб­ствен­ным эмо­ци­ям и поду­май­те, а что чув­ство­вал он? А что хотел пере­дать этим настроением? 

Вин­сент пода­рил нам вели­кие про­из­ве­де­ния искус­ства, это бук­валь­но гло­ток све­же­го воз­ду­ха сре­ди всей осталь­ной живо­пи­си того времени.

.

Под­пи­сы­вай­тесь на наш теле­грамм-канал – Непознанное.