Внетелесный опыт во время наркоза: реальные истории и исследование трансцендентного сознания

Материал редакции

Совре­мен­ная меди­ци­на счи­та­ет, что под дей­стви­ем нар­ко­за чело­век пол­но­стью теря­ет сознание…

Вве­де­ние: За гра­нью тела и сознания

Совре­мен­ная меди­ци­на счи­та­ет, что под дей­стви­ем нар­ко­за чело­век пол­но­стью теря­ет созна­ние. Одна­ко сот­ни людей по все­му миру сооб­ща­ют о необыч­ных пере­жи­ва­ни­ях, кото­рые про­ис­хо­дят имен­но в этот момент — когда «тело выклю­ча­ет­ся», а созна­ние оста­ет­ся актив­ным. Эти опы­ты часто опи­сы­ва­ют­ся как вне­те­лес­ные (ВТО), или выход из тела, и содер­жат эле­мен­ты, харак­тер­ные для духов­ных пере­жи­ва­ний: тун­не­ли, свет, музы­ку, встре­чи с вне­зем­ны­ми суще­ства­ми, чув­ство утра­ты себя и пере­хо­да через границы.

В нашем теле­грам кана­ле «Фено­мен вне­те­лес­но­го опы­та» мы собра­ли реаль­ные сви­де­тель­ства людей – участ­ни­ков кана­ла, пере­жив­ших вне­те­лес­ный опыт во вре­мя нар­ко­за, что­бы понять, какие общие чер­ты мож­но выде­лить, и как такие пере­жи­ва­ния вли­я­ют на вос­при­я­тие жиз­ни, смер­ти и само­го себя.

Опыт 1. Ири­на. Полёт сквозь голу­бо­ва­тый тун­нель к окну неизвестности.


Опи­са­ние опыта:

Наша геро­и­ня, мед­сест­ра по про­фес­сии, пере­нес­ла опе­ра­цию, во вре­мя кото­рой был пере­до­зи­ро­ван нар­коз. Она рас­ска­зы­ва­ет, как вне­зап­но вышла из тела и нача­ла дви­гать­ся по тун­не­лю вверх. Стен­ки тун­не­ля име­ли голу­бо­ва­то-серо­ва­тый цвет, ско­рость дви­же­ния была огром­ной. У неё не было тела — толь­ко осо­зна­ние «Я». Во вре­мя полё­та она слы­ша­ла вели­че­ствен­ную орган­ную музы­ку. На кон­це тун­не­ля — боль­шое оваль­ное окно, где сто­я­ли два чело­ве­ка в белом. Они дума­ли: «Доле­тит или нет?» — но она так и не достиг­ла цели. Её рез­ко вер­ну­ли в тело, когда ане­сте­зио­лог начал будить её пощечинами.

Ана­лиз опыта:

Мы реши­ли исполь­зо­вать этот опыт в нашей ста­тье, кото­рая во вре­мя ее напи­са­ния ста­ла насто­я­щим иссле­до­ва­ни­ем, так как счи­та­ем, что этот слу­чай содер­жит клас­си­че­ские эле­мен­ты ВТО:

- Ощу­ще­ние отде­ле­ния от тела;

- Полёт по туннелю;

- Встре­ча со све­тя­щи­ми­ся существами;

- Музы­каль­ное сопровождение;

- Чув­ство стре­ми­тель­но­го дви­же­ния и утра­ты физи­че­ской формы.

Нема­ло­важ­но, что Ири­на, как медик по сво­ей про­фес­сии, мог­ла быть под­го­тов­ле­на к объ­ек­тив­но­му, науч­но- меди­цин­ско­му вос­при­я­тию про­изо­шед­ше­го, но даже она назы­ва­ет это «запре­дель­ным»!

Опыт 2. Анна: Путе­ше­ствие через радуж­ный тон­нель и забве­ние себя.


Опи­са­ние опыта:

После вве­де­ния нар­ко­за Анна ощу­ти­ла виб­ра­цию в гру­ди, после чего её бук­валь­но вытя­ну­ло в спи­ра­ле­вид­ный радуж­ный тон­нель. Она опи­сы­ва­ет себя как «сия­ю­щий шар», кото­рый теря­ет чело­ве­че­ские чер­ты. По пути она ока­зы­ва­ет­ся в круг­лой ком­на­те с несколь­ки­ми тон­не­ля­ми, из кото­рых выби­ра­ет для себя путь. Она видит Зем­лю свер­ху, чув­ству­ет раз­об­щён­ность с зем­ной жиз­нью и не испы­ты­ва­ет жела­ния вер­нуть­ся в тело. Поз­же она сно­ва ока­зы­ва­ет­ся в тон­не­ле, наблю­да­ет со сто­ро­ны за попыт­ка­ми реани­ма­ции вра­ча­ми сво­е­го тела и воз­вра­ща­ет­ся в него в состо­я­нии шока от пережитого.

Ана­лиз опыта:

Этот опыт схож с преды­ду­щим и так­же богат сим­во­ли­кой и фило­соф­ски­ми откровениями:

- Путе­ше­ствие через систе­му тоннелей;

- Поте­ря лич­но­сти и самоидентификации;

- Виде­ние Зем­ли как вре­мен­но­го явления;

- Отстра­нён­ность от привязанностей;

- Ощу­ще­ние выбо­ра меж­ду мирами.

Анна опи­сы­ва­ет не про­сто Вне­те­лес­ный опыт, а насто­я­щую транс­фор­ма­цию созна­ния, после кото­рой зем­ная жизнь кажет­ся «игрой», кото­рую она боль­ше не может при­ни­мать всерьёз.

Опыт 3. Ари­на «Путе­ше­ствие в белом шаре сквозь куби­че­ский лабиринт»


Ари­на во вре­мя опе­ра­ции вне­зап­но ощу­ти­ла себя огром­ным белым шаром, катя­щим­ся по квад­рат­но­му кори­до­ру, точ­но соот­вет­ству­ю­ще­му её раз­ме­ру. Стен­ки тоже были белы­ми, све­ти­лись. Шар дви­гал­ся с харак­тер­ным метал­ли­че­ским зву­ком, напо­ми­на­ю­щим боулинг, буд­то в резо­ни­ру­ю­щей каме­ре. Дви­же­ние про­ис­хо­ди­ло по мно­же­ствен­ным пово­ро­там на 90 гра­ду­сов: вверх, вниз, вле­во, впра­во. Она чув­ство­ва­ла, что этот путь ей зна­ком, как буд­то она уже про­хо­ди­ла его мно­го раз.

На одном из пово­ро­тов она уви­де­ла перед собой чёр­ный квад­рат­ный про­ём — выход из лаби­рин­та. При при­бли­же­нии он уве­ли­чи­вал­ся, пока она не выле­те­ла в чер­ную без­дну и не нача­ла сво­бод­ное паде­ние в пустоту.

Сле­ду­ю­щее, что она пом­нит — это воз­вра­ще­ние в тело, взгляд «из глаз», опе­ра­ци­он­ная, врач в белом хала­те. Её зре­ние было рас­стро­е­но, кар­тин­ка «ухо­ди­ла» в сто­ро­ны. Она не мог­ла понять, где нахо­дит­ся, кто она, и дол­го вос­ста­нав­ли­ва­лась после наркоза.

После все­го это­го она вспом­ни­ла, что ещё в дет­стве испы­ты­ва­ла чув­ство быть шаром, кото­рый уско­ря­ет­ся в пусто­те до ужа­са перед про­буж­де­ни­ем. Теперь она зада­ёт­ся вопро­сом: явля­ет­ся ли её созна­ние чем-то запро­грам­ми­ро­ван­ным? Кем созда­но? Для какой цели?

Ана­лиз опы­та: лаби­ринт, шар и чер­ный квадрат.

Этот слу­чай осо­бен­но инте­ре­сен по несколь­ким причинам:

– Образ шара —«Я — шар, я — свет, я — движение.»

– Куби­че­ский лабиринт.

«Я зна­ла эти пово­ро­ты… Я про­шла их уже не раз.» – Такое ощу­ще­ние мно­го­крат­но­го про­хож­де­ния одно­го и того же пути может наме­кать на цик­лы жиз­ни и смер­ти , повто­ря­е­мость чело­ве­че­ской судь­бы, иллю­зию сво­бо­ды выбора.

- Чер­ный квад­рат — выход. В кон­тек­сте опы­та авто­ра — это про­ход в Ничто, в состо­я­ние, кото­рое может быть: Смер­тью; Транс­цен­дент­но­стью; Пусто­той бытия; Выхо­дом за пре­де­лы про­стран­ства и времени.

«Выпа­даю в чёр­ную без­дну… и лечу в пустоту.»

– Звук сиг­на­ла и воз­вра­ще­ние в тело

Связь с опы­том детства

«Ино­гда мне кажет­ся, что я — меха­низм, запу­щен­ный в рабо­ту. Кем? Для чего?»

Этот вопрос — один из самых фун­да­мен­таль­ных, кото­рые зада­ют себе люди, пере­жив­шие ВТО. Он выво­дит нас на тему суще­ство­ва­ния выс­ше­го замыс­ла, мат­ри­цы реаль­но­сти, смыс­ла жиз­ни и смерти .