Техника радикального прощения

Техника Радикального Прощения — методика, которая работает

Положительные эмоции — ключ к психическому и физическому здоровью

Пять­сот лет назад фран­цуз­ский писа­тель и фило­соф Мишель де Мон­тень про­из­нёс сло­ва, кото­рые отра­жа­ют суть совре­мен­ной пси­хо­ло­гии: «Нас бес­по­ко­ят не вещи, а наше отно­ше­ние к ним». И дей­стви­тель­но, Мон­те­ню труд­но воз­ра­зить: одно и то же собы­тие мож­но интер­пре­ти­ро­вать по-раз­но­му и, соот­вет­ствен­но, по-раз­но­му к нему отно­сить­ся. Более того: то же мож­но ска­зать о людях и о нашем отно­ше­нии к ним.

Поло­жи­тель­ные эмо­ции — ключ к пси­хи­че­ско­му и физи­че­ско­му здоровью

Беда мно­гих людей состо­ит в том, что они не отде­ля­ют одно­го от дру­го­го. Каза­лось бы, делать это и нет смыс­ла. Изме­нить вещи мы не можем, но можем изме­нить свое отно­ше­ние к ним!

Важ­но. Скеп­ти­ки воз­ра­зят, что меняя свое отно­ше­ние к вещам, собы­ти­ям или людям, мы тем самым не изме­ня­ем сами вещи и хоро­шее оста­ет­ся хоро­шим, а дур­ное — дур­ным. Но это в корне не так. За при­ме­ра­ми дале­ко ходить не при­дёт­ся: все педа­го­ги схо­дят­ся на том, что ребен­ка надо хва­лить как мож­но чаще — и тогда он будет быст­рее доби­вать­ся успе­хов. И наобо­рот: если кон­цен­три­ро­вать вни­ма­ние малы­ша на его недо­стат­ках и неуда­чах, то и об успе­хах мож­но будет забыть. Это пра­ви­ло при­ме­ни­мо и к взрос­лым людям.

Дру­гое дело, что уви­деть в чело­ве­ке хоро­шее, про­драть­ся сквозь бро­ню нега­ти­ва и обид не так про­сто, как нам того хоте­лось бы. Зача­стую мы, вро­де, и хотим изме­нить своё отно­ше­ние к чело­ве­ку, пони­мая, что неспра­вед­ли­вы к нему, но сде­лать это не полу­ча­ет­ся. Умом пони­ма­ем, а серд­цем — ну никак. И тут на помощь при­хо­дит мето­ди­ка Ради­каль­но­го Прощения.

Пока­за­тель­но само назва­ние этой мето­ди­ки. Ведь, согла­си­тесь, рань­ше, чем начать выстра­и­вать отно­ше­ния зано­во, нуж­но отпу­стить все преж­нее. Гово­ря по-про­сто­му, про­стить. Но имен­но это ока­зы­ва­ет­ся сде­лать труд­нее все­го. И тут нуж­но пони­мать сле­ду­ю­щее: про­ще­ние необ­хо­ди­мо нам самим, пото­му как имен­но нас силь­нее муча­ет непро­щён­ная оби­да. Чело­век, кото­рый эту оби­ду нанёс, в боль­шин­стве слу­ча­ев или дав­но поза­был о ней, или вовсе не заме­тил, что сде­лал дру­го­му боль­но. Еще раз повто­рим: нас муча­ют не вещи, а наше отно­ше­ние к ним. Про­щая, мы избав­ля­ем­ся от нега­тив­ных эмо­ций, меша­ю­щих нам жить.

Одна­ко, вер­нем­ся к мето­ди­ке Ради­каль­но­го или, про­ще гово­ря, все­объ­ем­лю­ще­го Прощения.

Важно. Скептики возразят, что меняя свое отношения к вещам, событиям или людям, мы тем самым не изменяем сами вещи и хорошее остается хорошим, а дурное — дурным. Но это в корне не так. За примерами далеко ходить не придётся: все педагоги сходятся на том, что ребенка надо хвалить как можно чаще — и тогда он будет быстрее добиваться успехов. И наоборот: если концентрировать внимание малыша на его недостатках и неудачах, то и об успехах можно будет забыть. Это правило применимо и к взрослым людям.

Фармацевты и хирурги даже не догадываются

.

В чем же заклю­ча­ет­ся метод Ради­каль­но­го Про­ще­ния? Его уни­каль­ность состо­ит в том, что пси­хи­атр, руко­вод­ству­ю­щий­ся этой тео­ри­ей, воз­дей­ству­ет не на созна­ние паци­ен­та, а на его эмо­ции. Тем самым поло­жи­тель­ный тера­пев­ти­че­ский эффект и быст­рее насту­па­ет, и луч­ше закрепляется.

Авто­ром тех­ни­ки Ради­каль­но­го Про­ще­ния стал аме­ри­кан­ский пси­хо­те­ра­певт-прак­тик Колин Тип­пинг. Инте­рес­но, что и к идее все­объ­ем­лю­ще­го про­ще­ния, и к соот­вет­ству­ю­ще­му мето­ду Тип­пинг при­шел, помо­гая паци­ен­там онко­ло­ги­че­ско­го хос­пи­са. Пер­вые же резуль­та­ты при­ме­не­ния док­то­ром мето­да Ради­каль­но­го Про­ще­ния ока­за­лись оше­лом­ля­ю­щи­ми: его паци­ен­ты исце­ля­лись и пси­хи­че­ски, и физи­че­ски. Каза­лось бы, неве­ро­ят­но: пси­хо­ло­ги­че­ская помощь боль­ным побеж­да­ла болезнь, про­тив кото­рой были бес­силь­ны вра­чи-онко­ло­ги! Конеч­но, не Колин Тип­пинг пер­вым выска­зал мысль, что корень боль­шин­ства забо­ле­ва­ний лежит имен­но в пси­хи­че­ской сфе­ре, но зато он одним из пер­вых при­вел столь потря­са­ю­щее прак­ти­че­ское дока­за­тель­ство этой теории.

В чем же заклю­ча­ет­ся тех­ни­ка Ради­каль­но­го Про­ще­ния? Его уни­каль­ность состо­ит в том, что пси­хи­атр, руко­вод­ству­ю­щий­ся этой тео­ри­ей, воз­дей­ству­ет не на созна­ние паци­ен­та, а на его эмо­ции. Тем самым поло­жи­тель­ный тера­пев­ти­че­ский эффект и быст­рее насту­па­ет, и луч­ше закрепляется.

Глав­ная идея мето­да док­то­ра Тип­пин­га отнюдь не нова. Она заклю­ча­ет­ся в том, что все собы­тия, в раз­ное вре­мя с нами про­ис­хо­дя­щие, име­ют общую пер­во­при­чи­ну. Эту мысль в свое вре­мя выска­зы­вал и осно­ва­тель мето­да пси­хо­ана­ли­за Зиг­мунд Фрейд, и его мно­го­чис­лен­ные после­до­ва­те­ли, и даже про­тив­ни­ки его тео­рии. Вопрос лишь в том, что­бы эту при­чи­ну най­ти и пра­виль­но на неё воз­дей­ство­вать. Сто­рон­ни­ки раз­ных школ пси­хо­те­ра­пии видят эту пер­во­при­чи­ну в раз­ных сфе­рах. В чём же пред­ла­га­ет ее искать Колин Типпинг?

«Всё, что слу­ча­ет­ся, слу­ча­ет­ся не с нами, а для нас», — утвер­жда­ет он. 

То есть, все собы­тия, про­ис­хо­дя­щие вокруг нас и в кото­рых мы при­ни­ма­ем уча­стие, при­зва­ны вызы­вать в нас опре­де­лён­ные эмо­ции, кото­рые мы зако­но­мер­но и чув­ству­ем. Поло­жи­тель­ные эмо­ции воз­дей­ству­ют на нас бла­го­твор­но, отри­ца­тель­ные нас раз­ру­ша­ют. И на пси­хи­че­ском, и на физи­че­ском уров­нях — об этом не нуж­но забывать. 

Отсю­да напра­ши­ва­ет­ся логич­ный вывод: отри­ца­тель­ные эмо­ции, вызван­ные нега­тив­ны­ми собы­ти­я­ми, надо либо исклю­чить, либо изба­вить­ся от них. Исклю­чить их, разу­ме­ет­ся, не полу­чит­ся — это мы зна­ем из реаль­ной повсе­днев­ной жиз­ни, а вот спо­соб изба­вить­ся от них есть, и этот спо­соб — прощение.

«Всё, что случается, случается не с нами, а для нас», — утверждает он.

В чём разница между просто прощением и Радикальным Прощением?

.

Про­стить обид­чи­ка (истин­но­го или мни­мо­го) нам меша­ет куча пред­рас­суд­ков и метод Ради­каль­но­го Про­ще­ния помо­га­ет нам спра­вить­ся с ними. Тип­пинг назы­ва­ет эти пред­рас­суд­ки «огра­ни­чи­ва­ю­щи­ми убеж­де­ни­я­ми». А ведь вер­но, луч­ше и не ска­жешь: это наши внут­рен­ние убеж­де­ния, огра­ни­чи­ва­ю­щие нашу же воз­мож­ность обре­сти пси­хи­че­ское и физи­че­ское здо­ро­вье! Если эти гра­ни­цы не раз­ру­шить, то все внеш­ние обсто­я­тель­ства: поло­жи­тель­ные или отри­ца­тель­ные, будут об эти гра­ни­цы разбиваться.

Про­ще­ние как тако­вое, преж­де все­го, пред­по­ла­га­ет нали­чие двух сто­рон: обид­чи­ка и оби­жен­но­го. Соот­вет­ствен­но, меж­ду ними суще­ству­ет некая вина. Зада­ча пер­во­го — эту вину при­знать; вто­ро­го — про­стить. Так рабо­та­ет стан­дарт­ный меха­низм прощения.

Тех­ни­ка Ради­каль­но­го Про­ще­ния осно­ва­на на том, что ни обид­чи­ка, ни оби­жен­но­го, ни, соот­вет­ствен­но, вины не суще­ству­ет. И это ста­но­вит­ся понят­ным, если при­нять тезис Тип­пин­га, соглас­но кото­ро­му всё, что с нами ни про­ис­хо­дит, про­ис­хо­дит для нас. Каж­дый чело­век, каж­дое собы­тие при­зва­ны пре­под­не­сти нам урок. Гово­ря сло­ва­ми Фри­дри­ха Ниц­ше, всё, что нас не уби­ва­ет, дела­ет нас сильнее.

А раз нет оби­ды, то и оби­жать­ся не на что и не на кого. Оста­ёт­ся лишь быть бла­го­дар­ным за жиз­нен­ный урок. В этом пони­ма­нии осно­ва мето­да Ради­каль­но­го Про­ще­ния. Все осталь­ное — лишь спо­соб понять, что мир, все люди, все вещи в нем, все собы­тия суще­ству­ют для того, что­бы мы мог­ли полу­чить полез­ный опыт.

Вы може­те уди­вить­ся, но это дей­стви­тель­но рабо­та­ет! Об эффек­тив­но­сти этой мето­ди­ки гово­рят пси­хи­ат­ры раз­ных стран и раз­ных школ. А если это сра­бо­та­ло в их прак­ти­ке, то обя­за­тель­но помо­жет и вам.

.

Как это выглядит на практике? 

.

Суще­ству­ют раз­ные вари­а­ции мето­да и даже блан­ки-анке­ты для запол­не­ния, но мы рас­смот­рим самый быст­рый и удоб­ный, кото­рый не потре­бу­ет от вас искать бума­гу, руч­ку и любые дру­гие допол­ни­тель­ные материалы. 

.

Нам пред­сто­ит совер­шить четы­ре шага:

.

Шаг первый «Я вовлечен в эту ситуацию»

Не обви­няй­те себя в том, что всту­пи­ли в кон­фликт. Про­сто спо­кой­но при­знай­те, что обсто­я­тель­ства жиз­ни и ваши реше­ния под­толк­ну­ли вас к этой ситу­а­ции. Это не дела­ет вас пло­хим чело­ве­ком, все­го лишь наста­ло под­хо­дя­щее вре­мя извлечь какой-то урок. Ска­жи­те себе: «Сего­дня для тебя наста­ло вре­мя стать мудрее». 

.

Шаг второй «У меня есть определённые суждения и позволяю себе их озвучить»

Во вре­мя спо­ра мы пере­жи­ва­ем огром­ный стресс, пото­му что наши пози­ции под­вер­га­ют­ся сомне­нию. «Ты всё пони­ма­ешь невер­но!», — как буд­то гово­рит каж­дым жестом про­тив­ник. Это обид­но и очень пуга­ю­ще. На что же мне опе­реть­ся, если ока­жет­ся, что я дей­стви­тель­но неправ?! 

Но поз­воль­те себе про­сто иметь какие-то суж­де­ния. Это ваши мыс­ли, порож­дён­ные вашим опы­том, поэто­му они цен­ны. Они могут быть оши­боч­ны в гла­зах оппо­нен­та, но будь­те на их сто­роне. А еще откро­ем страш­ную тай­ну: абсо­лют­ной исти­ны нет ни в ваших сло­вах, ни в сло­вах того, кто вас обидел.

.

Шаг третий «Эта ситуация нужна» 

Ваш кон­фликт и та оби­да, кото­рую вы ощу­ща­е­те, вовсе не при­зва­ны под­ко­сить имен­но вас. Это ситу­а­ция, кото­рая назре­ва­ла, под­тал­ки­ва­лась мно­ги­ми про­ти­во­ре­чи­я­ми, и в ито­ге выли­лась в такой раз­го­вор. Это сте­че­ние мно­гих и мно­гих пото­ков энер­гии, кото­рые в кон­це кон­цов хотят толь­ко под­толк­нуть вас впе­ред. И ваше­го оппо­нен­та, кста­ти, тоже. 

.

Шаг четвертый «Я обращаюсь к покою»

Нахо­дясь в ситу­а­ции, мы при­ня­ли свои чув­ства, не обви­няя себя, осо­зна­ли, что абсо­лют­ной исти­ны в спо­ре нам не достиг­нуть, уви­де­ли, что про­тив­ни­ком управ­ля­ют мно­гие моти­вы, зача­стую и не отно­ся­щи­е­ся лич­но к вам. А теперь нуж­но ска­зать себе: «Я пони­маю мимо­лет­ность про­ис­хо­дя­ще­го и то, что этот эпи­зод моей жиз­ни дол­жен ста­тью сту­пень­кой огром­ной лест­ни­цы — всю её я пока не могу оки­нуть взгля­дом. Отпус­каю свои эмо­ции и поста­ра­юсь научить­ся ново­му на этом этапе». 

.

Еще один вариант техники для тех, кто готов писать письма

.

Что­бы осво­бо­дить­ся от оби­ды, вам пред­сто­ит напи­сать три пись­ма Ради­каль­но­го Про­ще­ния. Как и любые «тера­пев­ти­че­ские» пись­ма, отсы­лать их адре­са­ту не нужно!

Пер­вое пись­мо Ради­каль­но­го Про­ще­ния будет цели­ком посвя­ще­но ваше­му гне­ву. Обви­няй­те, рас­ска­жи­те, как боль­но и непри­ят­но вам было. Не сдер­жи­вай­те себя. В этом пись­ме вы — жерт­ва, при­мерь­те на себя этот образ, утри­руй­те его, что­бы ухва­тить глав­ные черты. 

Вто­рое пись­мо Ради­каль­но­го Про­ще­ния сто­ит писать день–два спу­стя, что­бы дать себе немно­го остыть. Вот здесь-то мы отпус­ка­ем свой образ жерт­вы. Дай­те про­тив­ни­ку воз­мож­ность изви­нить­ся (всё это толь­ко в вашем созна­нии, не отсы­лая пись­ма). Посмот­ри­те на ситу­а­цию с пози­ции ее неиз­беж­но­сти: ваш оппо­нент тоже живой чело­век, и вас дво­их при­ве­ли к кон­флик­ту мно­гие и мно­гие решения. 

В тре­тьем пись­ме Ради­каль­но­го Про­ще­ния поста­рай­тесь прий­ти от напуск­но­го к насто­я­ще­му. Вы хоро­шо помни­те, какие злые сло­ва гово­рил вам этот чело­век, но это толь­ко внеш­нее. Какие моти­вы, какая боль, какая исто­рия сто­я­ли за его жела­ни­ем ска­зать это? Напи­ши­те, что про­ща­е­те его, пони­мая, что к дан­но­му поступ­ку его вела чере­да неких реше­ний, кото­рые тол­ка­ют впе­ред его развитие. 

Вслу­шай­тесь в себя — ста­ло ли вам легче?

И глав­ное, не забы­вай­те, что мето­дом Ради­каль­но­го Про­ще­ния мы поль­зу­ем­ся для себя, а не для того, что­бы помочь оправ­дать­ся дру­го­му! Адре­сат не полу­чит наших писем и не услы­шит слов, но раз­ве это име­ет зна­че­ние, если ушла оби­да и ста­ло сво­бод­нее дышать?